версия для слабовидящих
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная  /  Вас информируют:  /  Главное управление Минюста

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМИРУЕТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» для получения мер государственной поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, начисленных во втором квартале 2020 года, централизованным религиозным организациям до 20 июня 2020 г. необходимо представить в Минюст России в электронном виде сведения о религиозных организациях, входящих в их структуру, а также о социально ориентированных некоммерческих организациях, созданных ими или религиозными организациями, входящими в их структуру, согласно прилагаемым рекомендованным формам (размещены на сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» minjust.gov.ru).

Указанную информацию необходимо направлять в Минюст России по адресу электронной почты cro@minjust.gov.ru сопроводительным письмом с приложением вышеуказанных сведений в формате Excel.

Обращаем внимание, что вышеуказанные меры государственной поддержки распространяются на:

- централизованные религиозные организации;

- религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций (местные религиозные организации; духовные образовательные организации; религиозные организации, созданные централизованной религиозной организацией, в том числе руководящие либо координирующие органы или учреждения);

- социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

Дополнительно информируем, что указанные сведения Минюстом России будут направлены в Федеральную налоговую службу до 1 июля 2020 г. По всем возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел по делам религиозных организаций Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России по телефонам: (499) 124-13-84, (499) 124-14-67.

по информации Минюста России.

1. Как получить в Санкт-Петербурге бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи?

Конституция Российской Федерации гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на получение бесплатной юридической помощи имеют: граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума; ветераны Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате чрезвьгаайной ситуации; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; инвалиды I, II и III группы; дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; в экстренных случаях граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; иные категории, которым предоставлено право в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Законом Санкт-Петербурга от 11.10.2012 № 474-80 «О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге». Основанием для получения бесплатной юридической помощи в СанктПетербурге является направление, которое действует в течение 3 месяцев со дня получения. Получить направление можно обратившись с заявлением и необходимыми документами: в отдел социальной зашиты населения администрации района СанктПетербурга по месту жительства; в подразделение Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг или путем подачи электронного заявление через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) или портал государственных и муниципальных услуг (функции) в Санкт-Петербурге (www.gu.spb.ru). Юридическая помощь оказывают: адвокаты - в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством; иные участники - в случаях, порядке и формах, установленных действующим законодательством. Справочную информацию об участниках государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге можно получить на официальных сайтах Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу www.to78.miiijust.ru и Правительства Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru.

2. Какие есть преимущества при получения государственных услуг в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг?

Получение государственных услуг возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Все государственные услуги оказываются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и иными нормативными правовыми актами. На Едином портале государственных и муниципальных услуг содержится вся необходимая информация о государственных услугах: формы заявлений, порядок подачи, сроки оказания услуг и иные сведения, необходимые заявителю для получения государственных услуг в электронном виде. Преимуществами получения услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг являются: возможность получить услуги посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» из любого места в любое удобное для заявителя время; осуществление взаимодействия через «личный кабинет» на портале; отсутствие требования свидетельствования подлинности подписи заявителя в нотариальном порядке; размеры государственной пошлины применяются с учетом коэффициента 0,7 (п. 4 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации); исключение коррупционного поведения и минимизация коррупционных проявлений.

3. Где и как можно получить бесплатный и круглосуточный доступ к законодательству Российской Федерации?

Реализация прав граждан на открытый доступ к правовой информации является неотъемлемым условием формирования гражданского общества. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» можно получить бесплатный и круглосуточный доступ к законодательству Российской Федерации воспользовавшись «Официальным интернет-порталом правовой информации» и правовым порталом Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Доступ к «Официальному интернет-порталу правовой информации» обеспечивается по электронному адресу; www.pravo.gov.ru Доступ к правовому порталу Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» обеспечивается по электронным адресам: www.pravo.minjust.ru,www.pravo-minjust.ru, www. правоминюст.рф. в обеих системах обеспечивается свободный, бесплатный, круглосуточный доступ к текстам нормативных правовых актов и сведениям, поддерживаемым в актуальном и систематизированном виде.

4. Что грозит за неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии?

Оказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, является моральным долгом любого человека. К обстоятельствам, в результате которых лицо может оказаться в опасном для жизни или здоровья состоянии можно отнести, например, беременность, преклонный возраст, малолетство, тяжелые заболевания или состояния (алкогольное, наркотическое, медикаментозное, иное опьянение, либо зависимость, потеря сознания, припадок эпилепсии, сердечный приступ и так далее), стихийное бедствие или несчастный случай (пожар, тайфун, наводнение, дорожнотранспортное происшествие), преступные действия со стороны виновного или посторонних лиц (нападение, нанесение телесных повреждений), таким образом, перечень не является исчерпывающим. В современном законодательстве Российской Федерации «Оставление в опасности» — преступное деяние, квалифицируемое по ст. 125 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 63-ФЗ, согласно которой заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лищенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

5. Предусмотрена ли ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и иной продукции?

Административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ установлена ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивньк веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.18 - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. 500 до 3 тыс. руб.; действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.18, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних - влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. Уголовная ответственность установлена ст. 151 Уголовного кодекса Российской Федерации за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ - до 4 лет лишения свободы; деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего - до 5 лет лишения свободы; деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи 151, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения - до 6 лет лишения свободы.

6. Какая информация, причиняющая вред здоровью и развитшо, запрещена для распространения среди детей?

Федеральный закон от 29.12.2010 Ха 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разграничивает информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, на информацию, которая запрещена для распространения среди детей и информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. К информации, запрещенной для распросзранения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани. За нарущение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предусмотрено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 20 до 50 тыс. руб. При этом для граждан, индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительно может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Следует учитывать, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена значительно более строгая ответственность за отдельные виды правонарушений в этой сфере. Так, за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов в соответствии со ст. 6.20 предусмотрен штраф до 5 млн. руб. с дополнительными санкциями. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в соответствии со ст.6.21 влечет наложение штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные с применением средств массовой информации, сети «Интернет» влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 100 тыс. руб.; на должностных лиц - от 100 до 200 тыс. руб.; на юридических лиц - 1 млн. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

7. Какие вызывают правовые последствия наличие судимости или административного наказания?

В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Наличие судимости или административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных определенными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порождают определенные правовые последствия - запреты, ограничения и обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Например, в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Или согласно п. 4 ч. 5 ст. 17 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, если неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

8. Что такое коррупция и какие деяния характеризуют данный термин?

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершенные вышеуказанные деяния от имени или в интересах юридического лица. К коррупционным деяниям и преступления коррупционной направленности относятся следующие преступления предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»; ст. 204 «Коммерческий подкуп» ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий»; ст. 290 «Получение взятки»; ст. 291 «Дача взятки»; ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве»; ст. 291.2 «Мелкое взяточничество»; ст. 304 «Провокация взятки». а также иные деяния и преступления коррупционной направленности, попадаю1цие под понятие «коррупция», указанные выше. Важно также знать, что устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно. Правоохранительные органы располагают широчайшим спектром возможностей по борьбе с коррупцией, но без обращений и активной помощи граждан эта борьба значительно замедляется.

9. Какие предусмотрены ограничения, налагаемые на гражданина, замешавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при заключении трудового или гражданскоправового договора на выполнение работ (оказание услуг) в организации в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы необходимо в 10- дневный срок сообщить о заключении такого договора по последнему месту его службы. Порядок такого уведомления установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29. Неисполнение работодателем установленной обязанности, является правонарушением. За невыполнение данного требования закона ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. Сроки давности привлечения к административной ответственности составляют 6 лет со дня совершения правонарушения.

10. Обязаны ли государственные и муниципальные служащие уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений?

Одной из мер по профилактике коррупции является обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений. Исключение составляют лишь случаи, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, т.е. случаи, когда представителю нанимателя (работодателя), органам прокуратуры или другим государственным органам уже известно о фактах обращения к государственному или муниципальному служащему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение данной обязанности является правонарушением. При этом определено, что такое правонарушение может повлечь увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Г осударственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы: о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения; о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - находится под защитой государства. Вышеуказанные положения закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

11. Какая предусмотрена ответственность за оскорбление и куда обращаться за защитой?

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституция Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Административная ответственность за оскорбление установлена ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей; на должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Уголовная ответственность установлена ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации за оскорбления религиозных чувств верующих - до 3 лет лишения свободы; ст. 297 за оскорбление участников судебного разбирательства. судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия - до 6 месяцев ареста; ст. 319 за публичное оскорбление представителя власти - до одного года исправительных работ; ст. 336 за оскорбление одним военнослужащим другого, оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного - до 1 года содержания в дисциплинарной воинской части. Лицо, право которого нарушено, для привлечения лица к ответственности может обратиться с заявлением в органы полиции или прокуратуры по месту совершения правонарушения, а также воспользоваться судебной защитой чести и достоинства и взыскать с виновного лица моральный вред.

12. Что грозит за участие в несанкционированном публичном мероприятии?

В соответствии с ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Согласно ст. 7, 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусмотрено что, организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Административная ответственность за участие в несанкционированном публичном мероприятии установлена ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Уголовная ответственность установлена ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и наказывается штрафом в размере от 600 тыс. до 1 милн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок. 10

13. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации защита несовершеннолетних от воздействия рекламы?

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту материнства и детства. Особой правовой защитой при производстве, размещении и распространении рекламы пользуются несовершеннолетние. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации. В этих целях Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон) устанавливает нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта. Так, в пункте 8 статьи 6 Закона запрещается в рекламе формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью. Данное требование направлено на защиту несовершеннолетних от негативного воздействия, которое может оказать реюхама на их психическое здоровье и эмоциональное состояние. Ответственность за нарушение требований статьи 6 Закона несет рекламодатель. Кроме того, частью 10 статьи 5 Закона в целях защиты несовершеннолетних, не допускается размещение рекламы в учебниках для начального и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках. В главу 2 указанного Закона «Особенности отдельных способов распространения рекламы» включены ограничения, содержание которых связано с защитой несовершеннолетних. В частности, статьей 14 ограничивается распространение рекламы в детских и образовательных передачах на телевидении. В таких передачах распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и непосредственно перед ее окончанием, при этом в зависимости от длительности передачи установлена максимальная продолжительность трансляции рекламы в начале и в конце передачи. Аналогичные нормы содержатся в статье 15, регулирующей рекламу в радиопрограммах и радиопередачах. 11 в главе 3 Закона «Особенности рекламы отдельных видов товаров» содержатся положения, направленные на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Так, в статьях 21-23 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе алкогольной продукции; пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей и т.п. не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, при кино- и видеообслуживании, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. В статье 24 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, включая медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

14. С какого возраста несовершеннолетние могут находиться в общественных местах в дневное время без сопровождения взрослых?

Действующим законодательством Российской Федерации не регламентирован возраст несовершеннолетнего при достижении, которого возможно находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах. 12 рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14) места, в которых нахождение несовершеннолетних ограничивается, - общественные места, в которых нахождение несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, не допускается; ночное время - время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно или с 23.00 до 06.00 часов в период с 1 июня по 31 августа включительно. На основании вышеизложенного, статьей 8-2 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в СанктПетербурге» предусмотрена административная ответственность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нахождения 13 несовершеннолетнего в местах, в которых нахождение несовершеннолетних запрещается или ограничивается. Таким образом, законодательством не регламентирован возраст несовершеннолетнего, при котором он может находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых. Тем не менее, родителям необходимо помнить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

15. Какая предусмотрена ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей?

Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей. За неуплату без уважительных причин алиментов на содержание детей в течение 2-х и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) в виде обязательных работ на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, а для лиц, в отношении которых не могут применяться названные виды наказания - штраф в размере 20 тыс. руб. Протоколы о привлечении к административной ответственности составляют должностные лица ФССП России. Также Федеральным законом от 30.10.2017 № 309-ФЗ внесены изменения в статьи 27.2 и 27.3 КоАП РФ. С 10.11.2017, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», должностные лица ФССП России будут осуществлять административное задержание и доставление в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, связанных с неуплатой алиментов. За неуплату алиментов без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса РФ) если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию. 14 За совершение преступления, предусмотренного чЛ ст. 157 УК РФ, уголовным законом предусмотрено наказание в виде исправительных либо принудительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 3-х месяцев, либо лишения свободы на срок до 1 года. Дознание по уголовным делам о неуплате алиментов производят дознаватели органов ФССП России. С жалобами на неуплату алиментов следует обращаться в органы ФССП России либо в органы прокуратуры.

16. Несут ли ответственность родители за вред, причиненный действиями детей в возрасте от 14 до 18 лет?

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1074 ч. 2 ГК РФ) установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за вред, причиненный их действиями, несут ответственность на общих основаниях. Если преступлением, совершенным несовершеннолетним в названном возрасте, причинен материальный ущерб или моральный вред, потерпевший вправе предъявить гражданский иск непосредственно к несовершеннолетнему подсудимому (обвиняемому). Если несовершеннолетний подсудимый не имеет доходов или имущества, достаточных для возмещения вреда, то ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями, несут родители, усыновители или попечители, если не докажут, что вред возник не по их вине. Родители (усыновители), попечители возмещают ущерб полностью или в недостающей части, в связи с чем потерпевший вправе предъявить гражданский иск в рамках уголовного дела не только к виновному несовершеннолетнему лицу, но и к его родителям или попечителям. Обязанность названных лиц по возмещению вреда прекращается по достижении причинивщим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

17. Какую несут отве'гственность родители за нарушение прав детей?

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него 15 ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Семейным кодексом РФ установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Кодексом об административных правонарущениях РФ (ч.1 ст. 5.35) предусмотрена ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, влекущая за собой применение мер административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа. Статьей 125 Уголовного кодекса РФ предусмотрено лишение свободы на срок до одного года за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. В частности, падение детей из окон жилых домов в связи с отсутствием должного контроля со стороны родителей может повлечь уголовную ответственность по указанной статье Уголовного кодекса РФ. В случае уююнения от выполнения обязанностей родителей, в том числе по уплате алиментов; злоупотребления родительскими правами; жестокого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность; наличия болезни хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи, родители или один из них могут быть лишены родительских прав. 18. Кто несет ответственность за жестокое обращение с детьми? За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми установлена уголовная ответственность (ст. 156 Уголовного кодекса РФ) и несут ее 16 родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними. Под неисполнением обязанностей по воспитанию несоверщеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, непроявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несоверщеннолетнего, безразличное, пренебрежительное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу несоверщеннолетнего, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, безнравственном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей). Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто результатом жестокого обращения с детьми является причинение им телесных повреждений. Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

19. Имеет ли ребенок право на общение с родителями и другими родственниками при раздельном проживании или расторжении брака между родителями?

В соответствии со ст. 55 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительны.м или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей, в т.ч. в разных государствах, ребенок имеет право на общение с каждым из них. За нарушение прав ребенка на общение с родителями установлена административная ответственность родителей и законных представителей несовершеннолетних (ч, 2 и 3 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Данное нарушение может выражаться в лишении ребенка права на общение с родителями или близкими родственниками: если такое общение не противоречит его интересам; в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли; в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей; 17 в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав и в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов. Максимальное наказание за данное нарущение установлено в виде штрафа в размере 3 тыс. руб., а за повторное нарушение в виде ареста на срок до пяти суток. Полномочиями по возбуждению дел о названных административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел, а также службы судебных приставов-исполнителей.

20. Какие есть пределы ответственности за продажу несовершеннолетргим алкогольной продукции?

Пунктом 11 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. В целях реализации запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции лица, непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавцы), получили право требовать у розничного покупателя алкогольной продукции документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. При этом правильность возникших сомнений, видимо, предполагается и не требует какого-либо обоснования со стороны продавца. Для лиц, нарушивших установленный запрет, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. Частью 2.1. статьи 14.16 Ко АП РФ установлена ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 30000 до 50000 руб., на должностных лиц - от 100000 до 200000 руб., на юридических - 300000 до 500000 руб. Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции установлена статьи 151.1 Уголовного кодекса РФ и наступает в случае, если ранее лицо было привлечено за это к административной ответственности. Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 18 Лицо считается подвергнутым административному наказанию, если со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания не прошел 1 год.

21. Какая предусмотрена ответственность за продажу несовершеннолетним табачной продукции?

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. Для лиц, нарушивших установленный запрет, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. Статьей 14.53 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение «запретов» в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Так несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тыс. до 3000 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5000 тыс. до 10000 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30000 тыс. до 50000 тыс. руб. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тыс. до 4000 тыс. руб.; на должностных лиц - от 7000 тыс. до 12000 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40000 тыс. до 60000 тыс. руб. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 тысяч до 5000 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100000 тысяч до 150000 тысяч рублей.

22. Какие предусмотрены законодательством Российской Федерации меры по профилактике коррупции?

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовьк актов и их проектов; рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании 19 недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поопфении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

23. Где можно найти сведения о лицах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия?

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен новой статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», которой установлено, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228 утверждено Положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещаемом на официальном сайте 20 федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет». Ознакомиться с реестром можно на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: gossluzhba.gov.ru.

В целях правового просвещения населения и профилактики правонарушений Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу информирует:

1. Какие вызывают правовые последствия наличие судимости или административного наказания?

В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Наличие судимости или административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных определенными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порождают определенные правовые последствия – запреты, ограничения и обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Например, в соответствии с ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Или согласно п. 4 ч. 5 ст. 17 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, если неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

2. Какая предусмотрена ответственность за оскорбление и куда обращаться за защитой?

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституция Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Административная ответственность за оскорбление установлена ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей; на должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Уголовная ответственность установлена ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации за оскорбления религиозных чувств верующих – до 3 лет лишения свободы; ст. 297 за оскорбление участников судебного разбирательства, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия – до 6 месяцев ареста; ст. 319 за публичное оскорбление представителя власти – до одного года исправительных работ; ст. 336 за оскорбление одним военнослужащим другого, оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного – до 1 года содержания в дисциплинарной воинской части.

Лицо, право которого нарушено, для привлечения лица к ответственности может обратиться с заявлением в органы полиции или прокуратуры по месту совершения правонарушения, а также воспользоваться судебной защитой чести и достоинства и взыскать с виновного лица моральный вред.


 

3. Что грозит за участие в несанкционированном публичном мероприятии?

В соответствии с ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно ст. 7, 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусмотрено что, организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Административная ответственность за участие в несанкционированном публичном мероприятии установлена ч. 6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Уголовная ответственность установлена ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и наказывается штрафом в размере от 600 тыс. до 1 милн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Где и как можно получить бесплатный и круглосуточный доступ к законодательству Российской Федерации?

Реализация прав граждан на открытый доступ к правовой информации является неотъемлемым условием формирования гражданского общества.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» можно получить бесплатный и круглосуточный доступ к законодательству Российской Федерации воспользовавшись «Официальным интернет-порталом правовой информации» и правовым порталом Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».

Доступ к «Официальному интернет-порталу правовой информации» обеспечивается по электронному адресу: http://pravo.gov.ru

Доступ к правовому порталу Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» обеспечивается по электронным адресам: http://pravo.minjust.ru, http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф.

В обеих системах обеспечивается свободный, бесплатный, круглосуточный доступ к текстам нормативных правовых актов и сведениям, поддерживаемым в актуальном и систематизированном виде.