Главная / Вас информируют: / Природоохранная прокуратура
Внимание, начался нерест!
Водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Добыча (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства, в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, в целях аквакультуры (рыбоводства), а также при осуществлении организации любительского рыболовства производится на основании специального разрешения.
Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 № 620 утверждены Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна.
Пунктом 22.2 Правил установлены запретные для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения Санкт-Петербурга сроки (периоды).
Так, с 01 марта по 31 июля установлен запрет на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в реках, впадающих в Финский залив.
Нарушение Правил рыболовства влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в виде штрафа для граждан до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - до 200 тыс. руб.
При этом у нарушителя могут быть конфискованы орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, совершенную в крупном размере, либо с применением запрещенных орудий и способов, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, либо на особо охраняемых природных территориях предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ.
Назначение наказания виновному лицу не освобождает от обязанности возместить причиненный вред.
При наличии сведений о нарушениях законодательства необходимо обращаться в Северо-Западное Территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (в случае вылова водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях) путем направления обращений в письменной форме по почтовым адресам или в форме электронных документов через «Электронную приемную» на официальных сайтах органов власти.
Будь добросовестным водопользователем!
Одним из принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем законодательством на водопользователей возложен ряд обязанностей.
В силу подп. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
В зависимости от предполагаемых целей использования водного объекта или его части право его использования предоставляется либо в соответствии с договором водопользования, заключаемого по результатам аукциона (ч. 2 ст. 16 ВК РФ) или без его проведения, либо решением исполнительного органа государственной власти о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи.
На основании ч. 3 ст. 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод, для строительства подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов и иных целях.
В соответствии с ВК РФ договор водопользования заключается хозяйствующим субъектом – водопользователем с исполнительным органом государственной власти. Применительно к Санкт-Петербургу – это Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга и Невско-Ладожское бассейновое водное управление (в зависимости от категории водного объекта).
Аналогичный заявительский порядок в целях оформления водопользования действует в отношении решений.
Хозяйствующие субъекты для получения права пользования водным объектом или его частью обращаются в Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга или Невско-Ладожское бассейновое водное управление (в зависимости от категории водного объекта) с заявлением по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».
Получить государственную услугу также возможно через Единый портал государственных услуг Российской Федерации.
Порядок получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, заключения договора водопользования прописаны в ВК РФ и конкретизируются в Административных регламентах уполномоченных органов власти.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет за собой административную ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ в виде штрафа на граждан до трех тысяч рублей; на должностных лиц до тридцати тысяч рулей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Информация по системе сбора и приема опасных отходов, а также по охране водных объектов
1. Система сбора опасных отходов
2. Безопасность пункта приема опасных отходов
Выявлено наличие свалки отходов
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по информации Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Красносельского района.
В ходе проверки на территории земельного участка, расположенного за КАС Лигово, в западном направлении от ж/д путей и строения по адресу: Таллинское шоссе, д. 153, к. 2, лит. Г, находящимся в собственности города, выявлено наличие свалки отходов производства и потребления (отходы грунтов с включениями боя кирпича, отходов бетона и асфальтобетона, бытового мусора и лома черных металлов).
По результатам проверки природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление к администрации Красносельского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17.01.2023 исковые требования природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга удовлетворены в полном объеме.
Исполнение решения суда поставлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга
советник юстиции Р.А. Рагимов
Начни год правильно – подай отчеты!
В соответствии с законом организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, ежегодно обязаны сдавать ряд отчетов.
До 22 января 2023 года хозяйствующим субъектам, имеющим стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, необходимо представить в Северо-Западное межрегионального управление Росприроднадзора отчет по форме 2-ТП (воздух) (приказ Росстата от 08.11.2018 № 661).
До 25 января 2023 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие водохозяйственные или водоохранные работы, обязаны представить в Невско-Ладожское бассейновое водное управление отчетность по форме № 2-ОС – сведения о выполнении водохозяйственных или водоохранных работ на водных объектах (приказ Росстата от 28.08.2012 № 469).
До 01 февраля 2023 года хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, необходимо представить в Северо-Западное межрегионального управление Росприроднадзора отчет по форме 2-ТП (отходы) (приказ Росстата от 09.10.2020 № 627).
До 10 марта 2023 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категории, обязаны представить в Северо-Западное межрегионального управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды от 10.12.2020 № 1043).
До 15 марта 2023 года водопользователям необходимо представить сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами (в Невско-Ладожское бассейновое водное управление), а также данные учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод (в орган, предоставивший водный объект в пользование: Невско-Ладожское бассейновое водное управление / Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга) (приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30, приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903).
до 25 марта 2023 года хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (кроме объектов IV категории), обязаны представить в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга или в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Отчет по ПЭК) (приказ Минприроды 28.02.2018 № 74).
Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайтах вышеуказанных органов власти (nord-west-water.ru, rpn.gov.ru, infoeco.ru, rosstat.gov.ru).
За нарушение сроков подачи отчетности и их недостоверность виновные лица несут ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ и ст. 8.14 КоАП РФ (штраф на юридических лиц – от 20 до 150 тыс. руб).
Запреты и ограничения на берегах водных объектов
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:
- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Согласно положению ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается в том числе:
- размещение кладбищ и скотомогильников;
- движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;
- хранение пестицидов и агрохимикатов, а также их применение;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, шириной от 30 до 50 м., на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, а именно запрещены:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, а также водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде административного штрафа для граждан в размере до 4,5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 12 тыс. руб.; для юридических лиц - до 400 тыс. руб.
Заблокировал въезд на контейнерную площадку – получай штраф!
В связи с высоким числом транспортных средств в Санкт-Петербурге достаточно остро стоит вопрос их парковки.
В соответствии с действующим законодательством при размещении автомобиля водитель должен убедиться в том, что не преграждает проезд иным транспортным средствам, в том числе оперативных и коммунальных служб.
Важно учитывать, что если припарковав свой автомобиль, лицо заблокировало проезд мусоровоза к контейнерной площадке, оно подлежит административной ответственности.
В соответствии со ст. 32_1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» перегораживание подъездов к площадкам для сбора отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5 000 рублей; на должностных лиц - до 40 000 рублей; на юридических лиц - до 500 000 рублей.
Кроме того, неправильно припаркованное транспортное средство может быть эвакуировано как орудие правонарушения.
При этом перегораживание контейнерных площадок является нарушением независимо от времени суток, а также графика вывоза отходов.
Полномочиями по составлению протоколов и привлечению виновных лиц к административной ответственности наделены должностные лица Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга.
Фиксация нарушений осуществляется СПб ГКУ «Управление по мониторингу состояния объектов и элементов благоустройства», подведомственного Инспекции, осуществляющего объезд города по маршрутам мониторинга.
О нарушениях можно сообщить в Инспекцию через специальный электронный сервис «gati-online.ru».
С учетом изложенного, природоохранная прокуратура настоятельно рекомендует размещать транспортные средства в специально отведенных зонах и местах, а также напоминает, что правильная парковка – это не только соблюдение закона, но и уважение к труду коммунальных служб и своим соседям.
Подземный источник оплачивается точно!
Недра, т.е. часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя либо ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, доступных для геологического изучения и освоения, в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
Участки недр могут предоставляться только в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям путем оформления специального государственного разрешения в виде лицензии.
К участкам недр местного значения относятся (ст. 2.3 Закона Российской Федерации «О недрах»):
- участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
- участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения;
- участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В зависимости от указанного вида участка недр оформление лицензий на территории Санкт-Петербурга осуществляется Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Пользование недрами без лицензии влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа для граждан до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - до 1 млн. руб.
Пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Нарушение условий, предусмотренных лицензией, влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - до 500 тыс. руб.
Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить нарушение и возместить причиненный вред.
При наличии сведений о нарушениях законодательства в сфере недропользования необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное управление по надзору в сфере природопользования, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга путем направления обращений в письменной форме по почтовым адресам органов власти или в форме электронных документов через «Электронную приемную» на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru).
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения Гаражно-строительными кооперативами «Южный» и «Северо-Южный» требований природоохранного законодательства в связи с производством работ по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, участок 27 (территория, выполняющая специальные функции в рамках уличного озеленения).
Установлено, что Гаражно-строительным кооперативом «Северо-Южный» по вышеуказанному адресу в период март-апрель 2021 года проводились работы по размещению модульной конструкции (будки охраны), при помощи специальной техники осуществлялась разгрузка строительных материалов.
При выполнении вышеуказанных работ Гаражно-строительным кооперативом «Северо-Южный» 02.04.20221 допущено уничтожение следующих зеленых насаждений: газон обыкновенный на площади 72 кв. м.
Указанные работы, повлекшие за собой повреждение (уничтожение) зеленых насаждений, проведены Гаражно-строительным кооперативом «Северо-Южный» без специального разрешения – порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
В связи с реорганизацией Гаражно-строительного кооператива «Северо-Южный» в форме выделения права и обязанности по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, участок 27 переданы Гаражно-строительному кооперативу «Южный».
Согласно акту обследования от 02.04.2021 восстановительная стоимость за ущерб, нанесенный зеленому фонду Санкт-Петербурга в связи с повреждением газона обыкновенного на площади 72 кв. м., составляет 57 600 руб. 00 коп.
Природоохранным прокурором г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление о взыскании с ГСК «Южный» и ГСК «Северо-Южный» в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде – зеленым насаждениям Санкт-Петербурга, денежных средств в размере 57 600 руб. 00 коп., которое 28.07.2022 удовлетворено судом в полном объеме.
Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры.
Не руби с плеча!
В Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконную рубку или повреждение зеленых насаждений.
Незаконная, то есть совершенная без оформления необходимых документов.
Правомерное уничтожение деревьев и кустарников в Санкт-Петербурге возможно при получении специального документа – порубочного билета.
Указанная процедура закреплена в административном регламенте, утвержденном распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 13.02.2012 № 13-р.
Если возникает необходимость осуществить рубку деревьев и кустарников в Санкт-Петербурге, мешающих строительству объекта или проведению ремонтных работ на территориях общего пользования, ограниченного пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга или на земельных участках, собственность на которые не разграничена, за исключением территорий защитных лесов, зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий, питомников садово-паркового хозяйства, а также за исключением проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции территорий зеленых насаждений, обеспечения (по предписанию органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора) нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затененных зелеными насаждениями, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при ликвидации их последствий (ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге») необходимо:
- подать заявление об определении восстановительной стоимости в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга посредством личного обращения, письменного обращения, через Портал «Госуслуги» или через СПб ГКУ МФЦ;
- получить в Комитете по благоустройству акт обследования;
- внести платеж за уничтожение насаждений в течение 5 дней;
- подать вышеуказанным способом обращение о выдаче порубочного билета с приложением квитанции об оплате восстановительной стоимости;
- получить порубочный билет.
Отсутствие разрешения на уничтожение деревьев и кустарников повлечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до 5 000 рублей для граждан, до 50.000 для должностных лиц и до 1 000 000 рублей для юридических лиц (ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», ст. 8.28 КоАП РФ).
В случае причинения зеленым насаждениям ущерба на сумму более 5000 рублей, наступает уголовная ответственность по ст. 260 УК РФ, которой предусмотрено наказание до семи лет лишения свободы.
При этом не имеет значения, высажены деревья и кустарники искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Берегите природу, компенсируйте причиненный ей вред!
Природоохранная прокуратура обязала предприятие произвести оценку воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проведена проверка исполнения ООО «ЛЕД-Энергосервис» требований законодательства об охране водных биологических ресурсов.
Установлено, что Общество использует водный объект рыбохозяйственного значения – реку Дудергофку для сброса сточных вод.
При осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания Обществом не произведена, ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, не рассчитан.
За период деятельности Общества, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания ООО «ЛЕД-Энергосервис» не проводилось.
По результатам проверки природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление об обязании ООО «ЛЕД-Энергосервис» провести оценку воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – реку Дудергофку, на водные биологические ресурсы и среду их обитания, результат оценки согласовать с Северо-Западным Территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству, которое рассмотрено и удовлетворено судом в полном объеме.
Исполнение решения суда поставлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.
Помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Васильева Н.А.
Проведена проверка
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области», СПБ ГУП «Экострой»
на основании публикации «Вавилов Лофт и ртутная комната. «Фонтанка» нашла лабораторию, из которой ядовито парит», размещенной 30.05.2022 на Интернет-ресурсе «Фонтанка.ру» проведена проверка исполнения АО «ГОИ им. С.В. Вавилова» требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства по адресу: Санкт-Петербург, Кадетская линия В.О., д. 5, к. 2.
Установлено, что здание по вышеуказанному адресу состоит из примыкающих друг к другу строений (корпусов), в настоящее время принадлежит на праве собственности АО «ГОИ им. С.В. Вавилова».
Ранее Институтом в данных корпусах проводились исследования, разработка, изготовление и внедрение опытных образцов оптико-электронных приборов.
При осмотре указанных помещений обнаружены лабораторные вытяжные шкафы со штативами и вакуумными насосами, газовое оборудование, пробирки, мерные цилиндры, пинцеты, куски асбестового полотна (ткани), приборы типа амперметра (вольтметра), сливная раковина и другое оборудование.
В одном из вытяжных шкафов размещено стеклянное оборудование (система трубок, пипеток, пробирок, круглодонных колб, соединенных между собой, частично заполненных жидким серебристым металлом).
На полу помещений обнаружены единичные мелкие капли металлической ртути, осколки стекла.
Согласно результатам измерений, проведенных в помещениях Института бригадой экологической аварийной службы СПб ГУП «Экострой» зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) паров ртути в воздухе >0, 02000 мг/м3.(ПДК 0,0003 для городских и сельских поселений; ПДК 0,0050 в воздухе рабочей зоны).
Договор с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» о проведении демеркуризации помещений и территорий АО «ГОИ им. С.В. Вавилова» заключен 14.06.2022 после начала проверки природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.
По фактам выявленных нарушений федерального законодательства природоохранной прокуратурой руководителю АО «ГОИ им. С.В. Вавилова» внесено представление, которое в настоящее время рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В ходе осуществления контроля за фактическим устранением нарушений установлено, что проведение работ по демеркуризации помещений и территорий завершено.
По результатам измерений, проведенных ООО «ЭП «Меркурий», превышений ПДК паров ртути в воздухе не зафиксировано.
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга с участием СПб ГУП «Экострой» 22.07.2022 проведены контрольные замеры, по результатам которых превышений ПДК не установлено.
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга
советник юстиции Р.А. Рагимов
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по обращению жителя Петроградского района проведена проверка по факту проведения берегоукрепительных работ в акватории водного объекта – реки Малой Невки напротив дома 11а по ул. Академика Павлова.
В ходе проверки совместно со специалистом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга установлено, что на территории земельного участка по вышеуказанному адресу, и прилегающей акватории водного объекта ООО «Ист Балтик Марин Групп» проводятся работы по укреплению берега посредством вбивания деревянной шпунтовой стенки протяженностью не менее 70 м. в дно реки Малой Невки.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства указанные работы проводятся Обществом в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, выдаваемого Комитетом, а также без согласования деятельности с Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
По факту выявленных нарушений природоохранной прокуратурой
г. Санкт-Петербурга в адрес генерального директора ООО «Ист Балтик Марин Групп» внесено представление об устранении нарушений закона.
Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.
Материалы проверки направлены в Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте и Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для решения вопроса о составлении протоколов в отношении виновных лиц по ст.ст. 7.6, 8.48 КоАП РФ.
Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка исполнения требований водного законодательства
В ходе которой установлено, что на территории общего пользования от ограждения земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Шувалово, ул. Береговая, д. 1, лит. А установлен глухой забор, ограничивающий свободный доступ неопределенного круга лиц к береговой полосе водного объекта – реки Каменки.
Проверкой установлено, что указанный земельный участок находится
в общей долевой собственности граждан.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации все поверхностные водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности и являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
С учетом изложенного, природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление об обязании ответчиков обеспечить свободный доступ
к береговой полосе реки Каменки путем демонтажа участка забора, установленного в урез воды на территории общего пользования.
23.05.2022 решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Исполнение судебного решения находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга советник юстиции Р.А. Рагимов
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по информации Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения АО «Завод «Вымпел» требований законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении деятельности по адресу:
г. Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 66.
В ходе проверки совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга на территории организации выявлено наличие вентиляционных труб с дефлекторами, а также трубы от газовой котельной, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушение требований закона обязанность по постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, АО «Завод «Вымпел» не исполнена.
В целях получения документов и объяснений по факту выявленных нарушений природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в адрес организации направлен запрос.
Вместе с тем в установленный срок требования прокуратуры исполнены не были, в связи с чем в отношении генерального директора
АО «Завод «Вымпел» природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка № 14 должностному лицу назначен административный штраф
в размере 2 000 руб.
Кроме того, природоохранной прокуратурой в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление об обязании Общества провести инвентаризацию источников выбросов и направить в Комитет заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.
16.06.2022 решением районного суда исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Исполнение судебного решения находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.
И.о. природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга советник юстиции Н.Ф. Лазаридис
Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка
По обращениям жителей Московского района проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации мобильной автозаправочной станции «Benzino» по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д. 80, лит. Б.
В ходе проверки совместно со специалистами Комитета
по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, а также Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу установлено, что по вышеуказанному адресу ООО «Служба доставки топлива» на основании договора аренды части земельного участка осуществляется деятельность по заправке транспортных средств бензином и дизельным топливом из мобильной АЗС «Benzino».
В нарушение требований законодательства Обществом допущено загрязнение земель (почвы) нефтепродуктами, а также загрязнение части земельного участка отработанными автомобильными покрышками.
Кроме того, выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении Обществом обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также направлению заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой
в адрес генерального директора ООО «Служба доставки топлива» внесено представление об устранении нарушений закона.
Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.
И.о. природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга советник юстиции Н.Ф. Лазаридис
Горит лес – горит будущее!
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения, иного негативного воздействия (ст. 50.7 Лесного кодекса РФ).
С 15.04.2022 на территории города установлен пожароопасный период, в связи с чем следует уделять особое внимание нормам пожарной безопасности в лесах.
Так, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
- использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни);
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки);
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах;
- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой административную ответственность по ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа для граждан до 30 тыс. руб.; должностных лиц до 50 тыс. руб.; для юридических лиц до 400 тыс. рублей.
Если уничтожение или повреждение лесных насаждений, произошедшее в результате неосторожного обращения с огнем, повлекло причинение ущерба свыше 10 тыс. руб., нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 261 УК РФ.
Кроме того, на виновное лицо в судебном порядке может быть возложена гражданско-правовая ответственность в виде возмещения допущенного ущерба.
Обо всех случаях обнаружения лесных пожаров необходимо сообщать по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», в специализированные диспетчерские службы ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, а также Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Курортный лесопарк».
Наезд на животное влечет за собой ответственность!
Объекты животного мира на территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Обязанность принимать меры по предотвращению гибели животных при эксплуатации транспортных средств возложена на каждого (ст. 28 Федерального закона «О животном мире»).
Юридические лица и граждане, владеющие транспортными средствами, обязаны возместить вред, причиненный данными источниками повышенной опасности, добровольно либо по решению суда (ст. 56 Федерального закона «О животном мире»).
Размер вреда вследствие уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (ст.ст. 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если ответственность за причинение вреда застрахована, лицо, в пользу которого заключен договор страхования, вправе предъявить требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы непосредственно страховщику.
В этой связи владельцам транспортных средств необходимо быть внимательными на дорогах, особенно в поздние вечерние, ночные и ранние утренние часы, а также обращать внимание на предупреждающие знаки «Дикие животные» и «Зона действия».
Ответственность за порчу земли
Земля – важнейший природный ресурс, необходимый для существования жизни, базис любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния.
В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность наступает за:
– самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, то есть его отделение от поверхности земли;
– за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожить плодородный слой почвы можно путем насыпки поверх него другого грунта, залива бетоном, асфальтом, приведение в негодность при строительстве, прокладке дорог; невыполнении мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории.
Ответственность предусмотрена в виде штрафа и приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли.
Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Высшая мера наказания за названное преступление – лишение свободы на срок до 5 лет.
Окружающая среда – залог здоровья и будущего человечества, каким оно будет, зависит от количества совершенных экологических преступлений.
Дикие звери не для забавы!
С 1 января 2020 года вступила в силу ст. 22 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о запрете содержания диких животных в неволе.
Предусмотрен запрет на содержание отдельных видов пресмыкающихся, земноводных, паукообразных из числа скорпионов и пауков, а также млекопитающих из числа китообразных, сирен, хищных, хоботных, двурезцовых сумчатых, непарнокопытных, парнокопытных, приматов. Кроме того, под запрет попали некоторые виды птиц.
Конкретный перечень запрещенных к содержанию животных установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795.
Запрет на содержание перечисленных животных не распространяется на их содержание в зоопарках, цирках, дельфинариях, океанариумах и других подобных организациях, а также на особые случаи, при которых допускается их содержание.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 819 определяет перечень таких исключений, включающий:
- временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших или травмированных особей;
- содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе на время лечения животных и искусственного выкармливания детенышей сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, приютов и питомников, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, с разрешения руководителей организаций;
- содержание и использование животных в организациях, основной целью деятельности которых является разведение животных в целях сохранения генетического фонда объектов животного мира.
Однако эти исключения возможны только при условии направления в трехдневный срок со дня принятия животных на содержание информации об этом в территориальные органы Росприроднадзора.
За нарушение указанных требований дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований законодательства, подлежат конфискации и возвращению в среду их обитания.
Кроме того ст. 8.35 КоАП РФ установлена ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в виде штрафа до 5 тыс. руб. – на граждан, до 20 тыс. руб. – на должностных лиц, до 1 млн. руб. – на юридических лиц.
Информацию о содержании диких животных вне воли необходимо направлять в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почты России на адрес пр. Литейный, д. 39, Санкт-Петербург, 191104, либо на электронную почту rpn7@rpn.gov.ru.
Старший помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Афанасьева М.С.