версия для слабовидящих

Главная  /  Вас информируют:  /  Природоохранная прокуратура

Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка по факту уничтожения зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, собственность на который не разграничена (территория общего пользования), прилегающем по периметру к земельному участку с кадастровым номером 78:36:0013415:7 по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Левашово, Пригородный, участок 94.

Установлено, что на вышеуказанном земельном участке в отсутствие порубочного билета повреждено 23 зеленых насаждения (17 деревьев ольхи, 2 березы, 3 рябины, 1 ива), в результате чего Санкт-Петербургу причинен ущерб в особо крупном размере – 281 000 рублей.

В ходе проведения проверки зафиксирован факт несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке и прилегающей к нему территории общего пользования.

Работы по отсыпке и планированию земельного участка отходами проводились с использованием тяжелой техники, в результате работы которой и были повреждены зеленые насаждения до степени прекращения роста.

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу земельный участок участку с кадастровым номером 78:36:0013415:7 находится в собственности юридического лица, на основании договора аренды передан в пользование физическому лицу.

Для решения вопроса об уголовном преследовании материалы проверки по факту обнаружения признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга.

По результатам процессуальной проверки 27.08.2021 Следственным управлением УМВД России по Выборгскому району возбуждено уголовно дело по ч. 3 ст. 260 УК РФ, расследование которого находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.

С целью возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в Приморский районный суд Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено соответствующее исковое заявление.

Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга.

Кто в ответе за безнадзорных животных на улицах города?

В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Санкт-Петербурга установлен порядок организации деятельности по обращению с животными без владельцев.

Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возлагается на Комитет по благоустройству, Управление ветеринарии, администрации районов Санкт-Петербурга (п. 1.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2021 № 39).

Подать заявку на отлов безнадзорных животных можно в Комитет по благоустройству и администрацию района по телефонам дежурных служб, размещенным на официальных сайтах органов исполнительной власти, а также в органы полиции по телефонам дежурных частей.

На основании поступивших заявок отлов, транспортировку, передачу в приюты животных без владельцев осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели на основании государственного контракта с Комитетом по благоустройству.

Если поведение животных без владельцев представляет угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, мероприятия по отлову животных проводятся в течение 24 часов с момента поступления заявки.

Отлов животных без владельцев проводится с применением веществ, способов, технических приспособлений, исключающих увечье, травмы или гибель животных, а также с соблюдением требований к обеспечению безопасности граждан и общественного порядка.

Если отловленное животные не проявляет немотивированной агрессивности, оно возвращается на прежнее место обитания.

Контроль за осуществлением мероприятий по содержанию животных без владельцев в приютах осуществляется Управлением ветеринарии.

О нарушениях, допускаемых при отлове, транспортировке, содержании безнадзорных животных на территории города необходимо информировать Управление ветеринарии Санкт-Петербурга путем направления обращений в письменной форме по адресу: г. Санкт-Петербург, 4-я Советская ул., д. 5 или в форме электронного документа через «Электронную приемную».

Проверка АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на основании информации Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» требований водного законодательства.

Установлено, что Общество осуществляет сброс сточных вод в водный объект – реку Волковку через выпуски, расположенные по адресу: ул. Малая Балканская, д. 7.

Вместе с тем, разрешительная документация на сброс сточных вод в водный объект Обществу не выдавалась.

Учитывая изложенное, природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Московский районный суд предъявлено исковое заявление о запрете АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в водный объект – реку Волковку в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

10.08.2021 исковые требования природоохранной прокуратуры удовлетворены судом в полном объеме.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой на контроль.

Представление АО "Металлургический завод "Петросталь"

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в связи с многочисленными обращениями граждан и регулярными публикациями в средствах массовой информации о появлении «рыжего дыма» над территорией Кировского завода проведена проверка.

В ходе проверки совместно с Северо-Западным межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что «оранжево-рыжий» дым образуется в результате производства АО «Металлургический завод «Петросталь» металлоизделий в процессе эксплуатации мартеновских печей.

ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному Округу» осуществлен отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по результатам которого установлено превышение выброса пыли в 13,1 раз, а также загрязняющих веществ азота (II) оксид в 27,5 раз, азота (IV) оксид в 1,1 раз по сравнению с установленными нормативами.

Оборудование, предназначенное для очистки газов от загрязняющих веществ, должную очистку и обезвреживание выбросов не обеспечивает, а также эксплуатируется предприятием с нарушением установленных требований по охране атмосферного воздуха.

По результатам проверки природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора АО «Металлургический завод «Петросталь» внесено представление об устранении нарушений.

В целях восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, природоохранной прокуратурой в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление об обязании АО «Металлургический завод «Петросталь» провести мероприятия по модернизации установки очистки газа до обеспечения очистки атмосферного воздуха от вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате деятельности Общества.

Кроме того, материалы проверки природоохранной прокуратуры направлены в Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой на контроль.

Доступ к береговой полосе – право, а не привилегия!

Статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль водного объекта предназначается для общего пользования, в связи с чем каждый гражданин может пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания около воды, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Данное право не зависит от статуса земельного участка, примыкающего к водоему.

За размещение ограждений, а также иных объектов, препятствующих проходу по береговой полосе, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ с назначением штрафа для физических лиц – до 5 000 рублей; для индивидуальных предпринимателей – до 50 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – до 300 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

В связи с вышеизложенным, природоохранная прокуратура
г. Санкт-Петербурга напоминает о необходимости соблюдения требований закона при размещении сооружений и недопустимости нарушения прав граждан на свободный проход по береговой полосе.

О фактах ограничения доступа к береговой полосе водных объектов необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора по адресу: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39 или в разделе «Приём обращений» на сайте Управления (https://rpn.gov.ru/petition/, или в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит. В или в разделе «Электронная приемная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru).

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

В связи с участившимися случаями незаконной рубки или повреждения зеленых насаждений природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга разъясняет следующее.

Зеленые насаждения - древесные, кустарниковые, травянистые растения и цветники естественного (выросшие в результате естественных процессов, без ведения хозяйственной деятельности человека) и искусственного (высаженные в результате хозяйственной деятельности человека) происхождения, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» определены следующие виды зеленых насаждений:

- зеленые насаждения общего пользования;

- зеленые насаждения, выполняющие специальные функции;

- зеленые насаждения ограниченного пользования;

- зеленые насаждения общего пользования местного значения;

- зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена.

Рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге может производиться только на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88).

В случаях пересадки, повреждения или уничтожения зеленых насаждений выплачиваются средства, составляющие восстановительную стоимость указанных зеленых насаждений (ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88).

Разрешение на рубку выдается физическим или юридическим лицам только после перечисления в соответствующий бюджет денежных средств, составляющих восстановительную стоимость.

Проведение работ в отсутствии порубочного билета не допускается.

За правонарушения в сфере охраны зеленых насаждений Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - до одного миллиона рублей.

Кроме того, за незаконную рубку, а также повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений предусмотрена уголовная ответственность по ст. 260 УК РФ в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей.

Помимо привлечения к административной либо уголовной ответственности, виновное лицо обязано возместить ущерб, нанесенный зеленому фонду Санкт-Петербурга, в связи с незаконной вырубкой зеленых насаждений.

Обращение с отходами: что нужно знать каждому!

На территории субъектов Российской Федерации деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) осуществляется региональными операторами на основании договоров, заключенных с собственниками жилых домов.

Санкт-Петербургу для перехода к деятельности регионального оператора по обращению с отходами предоставлена отсрочка до 01.01.2022.

На территории города организация сбора и вывоза отходов от населения осуществляется управляющими организациями (п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Для накопления отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления, товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ТКО) существует ряд требований.

Так, накопление ТКО, образуемых в многоквартирных домах, осуществляется:

1. при наличии систем мусоропроводов – в контейнерах, установленных в мусороприемных камерах, и в контейнерах и бункерах, установленных на контейнерных площадках, а также на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;

2. при отсутствии систем мусоропроводов – в контейнерах и бункерах, установленных на контейнерных площадках, или в контейнерах, установленных на площадках накопления отходов, а также на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (распоряжение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 30.11.2018 № 410-р).

При этом категорически запрещено:

- накапливать раздельно накопленные компоненты ТКО вне специально установленных контейнеров и бункеров;

- накапливать в контейнеры для раздельного накопления отходов несортированные ТКО, отработанные ртутьсодержащие лампы, градусники, иные ртутьсодержащие бытовые приборы (термометры, тонометры и т.п.), батарейки, малогабаритные аккумуляторы;

- сжигать любые отходы на контейнерных площадках и/или на площадках накопления отходов, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;

- уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и/или бункерах ТКО;

- складировать в контейнерах горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы.

О нарушениях, допускаемых управляющими организациями при обращении с отходами, в т.ч. несвоевременном вывозе отходов, необходимо

информировать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга и Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу.

Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры. Сбор опасных отходов у населения также осуществляется посредством передвижных мобильных пунктов приема опасных отходов - «экомобилей».

Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» размещены на официальном сайте Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест необходимо обращаться в городскую аварийную службу (СПб ГУП «Экострой») на горячую круглосуточную линию по номеру тел. 328-80-69.

Сброс отходов производства и потребления и на почву, водосборные площади в недра, поверхностные и подземные водные объекты на территории Санкт-Петербурга запрещен.

Организация несанкционированной свалки отходов влечет за собой административную ответственность по ст. 11.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере до 2 тыс. руб.; для должностных лиц в размере до 30 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей – до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 250 тыс. рублей.

По вопросам несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории города необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, администрации районов, органы полиции.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.А. Васильева

По материалам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил охраны окружающей среды

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по многочисленным обращениям граждан проведена проверка по факту завоза и размещения отходов производства и потребления в водоохранных зонах Финского залива и реки Красненькая в районе Угольной гавани в г. Санкт-Петербурге.

Установлено, что указанная территория на кадастровый учет не поставлена, договорными отношениями и вещными правами не обременена, в аренду третьим лицам не передавалась.

Вместе с тем на территории организована незаконная деятельность по приему и размещению отходов производства и потребления с их последующим уплотнением бульдозерами и экскаваторами.

Кроме того, зафиксировано проведение работ по размещению отходов за пределами гидротехнического сооружения «Золоотвал в море», непосредственно в акватории Невской Губы Финского залива Балтийского моря.

Природоохранной прокуратурой материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в СО по Кировскому району ГСУ СК России по Санкт-Петербургу для решения вопроса об уголовном преследовании.

По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Кроме того, природоохранной прокуратурой в Куйбышевский районный суд предъявлено исковое заявление об обязании собственника и организаций, эксплуатирующих гидротехническое сооружение, очистить территорию от отходов.

Ход и результаты расследования уголовного дела, а также рассмотрения искового заявления находятся на контроле природоохранной прокуратуры.

Подал отчет вовремя – избежал штрафа!

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (кроме объектов IV категории), обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля, в рамках которой осуществлять производственный экологический контроль.

Ежегодно хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории г. Санкт-Петербурга, надлежит в срок до 25 марта представлять в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В) или в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора (г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Отчет по ПЭК).

Форма Отчета по ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Обращаем внимание, что в 2021 году в связи с внесенными изменениями в указанный приказ изменились требования к содержанию отчета, в том числе дополнены разделы в области охраны водных объектов, а также обращения с отходами.

Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайте Комитета по природопользованию – www.infoeco.ru, а также сайте Управления Росприроднадзора – http://rpn.gov.ru.

Напоминаем, что за непредставление или несвоевременное представление соответствующей информации, а также за предоставление недостоверных сведений виновные должностные и юридические лица несут предусмотренную законом ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) с назначением административного штрафа на должностных лиц - до 6 тыс. руб., на юридических лиц - до 80 тыс. руб.

С учетом изложенного, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает о необходимости предоставления Отчета по ПЭК в установленный срок.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга С.О. Калядин

Плату за НВОС никто не отменял!

Осуществляя деятельность на объектах I-III категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), все хозяйствующие субъекты обязаны вносить плату за НВОС (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Срок внесения платы – до 1 марта 2021 года.

Плата за НВОС исчисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03.03.2017.

Ставки платы за негативное воздействие утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1393.

До 10 марта 2021 года информация о внесении платы за НВОС предоставляется хозяйствующими субъектами в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в составе декларации о плате за НВОС.

Невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет за собой административную ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере до 6 тыс. руб.; для юридических лиц - до 100 тыс. рублей.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение информации, содержащейся в декларации, влечет за собой административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц - до 6 тыс. руб.; для юридических лиц - до 80 тыс. рублей.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.А. Васильева

Природоохранная прокуратура защищает водные объекты от загрязнения!

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на основании информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства при сбросе сточных вод в городские водотоки – реки Неву, Дудергофку, Каменку, Охту, Мурзинку и Попову Ижорку.

В ходе проверки в деятельности 6 предприятий выявлены факты сброса сточных вод в указанные водные объекты с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и микроорганизмов.

В связи с выявленными нарушениями законодательства природоохранной прокуратурой в адрес руководителей предприятий внесены представления, которые находятся на рассмотрении.

Материалы проверки направлены в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Северо-Западное Территориальное Управление Росрыболовства, Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

Рубка без порубочного билета может серьезно ударить по карману!

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения ООО «СПб-Автоматика» требований законодательства об охране окружающей среды.

Установлено, что Обществом проводились земляные работы по прокладке инженерных сетей теплоснабжения, при выполнении которых на территории объекта зеленых насаждений общего пользования городского значения «Сквер б/н на Большом Сампсониевском пр., между д. 88 и д. 92» допущено уничтожение зеленых насаждений: газона на площади 1200 кв. м., 110 деревьев.

Общий размер ущерба, нанесенного зеленому фонду г. Санкт-Петербурга, составил свыше 1,7 млн. руб.

В целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде, природоохранным прокурором г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Невский районный суд г. Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление, которое 28.01.2021 удовлетворено в полном объеме.

Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры.

Отчетность для водопользователя!

В связи с изменением законодательства природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает о предельных сроках предоставления экологической отчетности и сведений в Невско-Ладожское бассейновое водное управление.

До 15 января 2021 года предприятиям, осуществляющим забор воды из водных объектов, а также сброс сточных вод в водные объекты, надлежит предоставить отчет о водопользовании по формам 3.1, 3.2, 3.3 (приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903)

До 22 января 2021 года предприятиям-водопользователям надлежит представить отчетность по форме 2-ТП (водхоз) – данные о пользовании водными ресурсами (Приказ Росстата от 27.12.2019 № 815).

До 25 января 2021 года предприятиям, осуществляющим водохозяйственные или водоохранные работы, надлежит представить отчетность по форме № 2-ОС – сведения о выполнении водохозяйственных или водоохранных работ на водных объектах (Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469).

До 15 марта 2021 года собственникам водных объектов и водопользователям надлежит представить сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами, а также данные учета объема забора воды из водных объектов и объема сброса сточных вод, их качества (Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30).

Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайте Невско-Ладожского бассейнового водного управления – http://nord-west-water.ru.

За непредставление или несвоевременное представление соответствующей информации в уполномоченный орган, а также за предоставление недостоверных сведений виновные должностные и юридические лица несут предусмотренную законом ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации), и ст. 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования).

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

Выбросы в атмосферу под учет!

Источник выбросов - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Все хозяйствующие субъекты обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Порядок проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки и документирования полученных данных утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

Результаты проведения инвентаризации прикладываются к заявке, которая в Санкт-Петербурге направляется в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности для определения категории негативного воздействия на окружающую среду, постановки на государственный учет и получения свидетельства.

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха влечет за собой административную ответственность по ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере до 2 тыс. 500 руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 250 тыс. руб.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой административную ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере до 20 тыс. руб.; для юридических лиц и предпринимателей - до 100 тыс. рублей.

В связи с изложенным, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает, что осуществление деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без проведения инвентаризации и постановки на государственный учет недопустимо.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.А. Васильева

Рыбалка в удовольствие.

Порядок любительского рыболовства регулируется Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Правилами рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна.

Под любительским рыболовством понимается добыча водных биоресурсов с целью удовлетворения личных потребностей гражданина (не для продажи), орудиями и способами лова, не запрещенными действующим законодательством.

Любительское рыболовство запрещено:

- в местах нереста или на миграционных путях к ним;

- на особо охраняемых природных территориях;

- в Финском заливе:

- с 20.05 по 30.06 – судака и леща;

- в любое время - лосося атлантического (семги), осетра атлантического и кумжи (форели).

В водных объектах рыбохозяйственного значения Санкт-Петербурга запрещен вылов:

- в реках – от распаления льда до 20 мая – щуки;

- в остальных водных объектах рыбохозяйственного значения – от распаления льда до 31 мая – щуки;

- от распаления льда до 15 июня – судака, леща и хариуса.

Вылов рыбы запрещен с применением:

- самоходного транспортного плавающего средства;

- взрывчатых или химических веществ, электротока и других орудий или способов массового истребления рыбы;

- сетных отцеживающих и объячеивающих орудий всех типов;

- ловушек всех типов;

- всех пассивных орудий добычи в местах обитания лососевых видов рыб;

- любых удочек и спиннинговых снастей с общим количеством крючков более 10 штук на орудиях добычи у гражданина;

- тралящих и драгирующих орудий добычи;

- острог и капканов;

- огнестрельного и пневматического оружия, за исключением ружей и пистолетов, применяемых для подводной охоты.

Также запрещенными способами ловли являются:

- способом багрения (на подсечку);

- с использованием осветительных приборов и фонарей с поверхности и в толще воды с захода до восхода солнца;

- при помощи устройств частично или полностью перекрывающих русло водных объектов рыбохозяйственного значения и препятствующих свободному перемещению рыбы;

- переметами с количеством крючков более 20 штук на орудиях добычи;

- кружками и жерлицами с общим количеством крючков более 10 штук на орудиях добычи;

- троллинг с применением паруса и мотора при числе приманок более двух.

Кроме того, запрещена подводная добыча рыбы:

- в местах массового отдыха граждан;

- с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биологических ресурсов под водой;

- с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;

- с применением орудий, используемых для подводной добычи водных биологических ресурсов, над поверхностью водных объектов.

За незаконную добычу водных биологических ресурсов предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой штраф для граждан составляет от 2 до 5 тыс. руб., а также уголовная ответственность - максимальным наказанием является лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае выявления указанных нарушений необходимо обращаться в органы полиции, Северо-Западное территориальное управление Росрыболовства и в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, если нарушение произошло на территории особо охраняемой природной территории.

Законное водопользование – это не сложно!

Размещение в границах водного объекта плавучих сооружений, находящихся на воде домов, гостиниц, ресторанов, понтонов, плотов, мостов, причалов возможно только при наличии договора водопользования.

В Санкт-Петербурге договоры водопользования заключают: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга – для водных объектов, перечень которых установлен распоряжением Комитета от 15.04.2008 № 52-р, и Невско-Ладожское бассейновое водное управление – для водных объектов, которые полностью расположены на территории Санкт-Петербурга в пределах бассейнов водных объектов Балтийского моря и в пределах бассейнов рек, впадающих в Балтийское море, согласно Положению, утвержденному приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66.

Подробные требования к порядку и срокам заключения договора водопользования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165.

Самовольное занятие участка водного объекта в отсутствие разрешительной документации влечет административную ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ с назначением штрафа для физических лиц – до 3 000 рублей; для индивидуальных предпринимателей – до 30 000 рублей, для юридических лиц – до 100 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

С 05.12.2019 начато ведение электронного Реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона.

В указанный «черный список» вносятся сведения о лицах, уклонившихся от заключения договора или лишенных права пользования водным объектом по решению суда.

Заключить новый договор водопользования предприниматели, внесенные в указанный Реестр, не смогут.

В связи с вышеизложенным, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает о необходимости соблюдения требований закона при размещении плавучих сооружений в границах водных объектов.

ОСОБАЯ ТЕРРИТОРИЯ – ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ!

В Санкт-Петербурге создано 15 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения: 8 государственных природных заказников и 7 памятников природы.

ООПТ – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые изъяты из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны.

На территории ООПТ запрещается:

- движение и стоянка механических транспортных средств и мопедов- строительство зданий, строений, сооружений;

- разведение костров, сжигание сухих листьев и травы- ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

- загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных вод, сброс сточных вод;

- загрязнение территории, складирование материалов, грунтов, снега, размещение всех видов отходов;

- нарушение почвенного покрова;

- рубка деревьев, кустарников или нарушение растительного покрова, сбор растений и их частей;

- уничтожение и добыча объектов животного мира и причинение им вреда.

За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа для гражданв размере  до 4 тыс. руб., для должностных лиц – до 20 тыс. руб., для юридических лиц – до 500 тыс. руб.

В случае, если нарушение режима ООПТ повлекло причинение значительного ущерба, нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 262 УК РФ, с наказанием в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Помимо административной и уголовной ответственности нарушители обязаны возместить вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ.

С учетом изложенного, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга призывает бережно относиться к природным ресурсам и соблюдать правила поведения на ООПТ.

ОТЧЕТ ПО ПЭК!

Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категории негативного воздействия на окружающую среду, должны осуществлять на таких объектах производственный экологический контроль (ПЭК). (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК направляется в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга или в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, в зависимости от уровня экологического контроля предприятия.

Срок сдачи отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2019 год – до 25 марта 2020 года (приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74).

Форма отчета, а также методические рекомендации по его заполнению утверждены приказами Минприроды России № 261 от 14.06.2018 и № 522 от 16.10.2018.

В случае непредставления отчета до 25 марта 2020 года виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) и ст. 8.5 КоАП РФ (Сокрытие или искажение экологической информации).

Заместитель природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.Ф. Лазаридис

Плату за негативное воздействие ПЛАТИТЬ НЕОБХОДИМО!

В целях профилактики экологических нарушений природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга разъясняет следующее.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к объектам I, II и III категории, и осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин (п. 1 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты определены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Плата по итогам 2019 года должна быть внесена хозяйствующими субъектами Санкт-Петербурга не позднее 1-го марта 2020 года.

Не позднее 10-го марта 2020 года, лица, обязанные вносить плату, также представляют в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере до шести тысяч рублей; для юридических лиц - до ста тысяч рублей.

Каждому жителю города необходимо знать!

Экология и внешний вид города напрямую зависит от его жителей.

Ответственное отношение к окружающей среде, к образующимся у каждого горожанина отходам, является нормой поведения цивилизованного человека.

В целях недопущения хаотичного обращения с отходами распоряжением Комитета по благоустройству от 30.11.2018 № 410-р утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга. Указанным порядком установлено, что коммунальные отходы могут накапливаться только в специально организованных местах:

- в контейнерах, расположенных на мусороприемных камерах;

- в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках;

- в пакетах или других емкостях на территории частных жилых домов.

При этом категорически запрещено:

- складировать отсортированные коммунальные отходы вне специально организованных мест;

- бросать в контейнеры для раздельного накопления отходов несортированный мусор;

- выкидывать в мусорные контейнеры горящие, раскаленные отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, приборы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, просроченные лекарства.

В настоящее время в городе установлено более 400 контейнеров для приема от населения использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, люминесцентных ламп.

Как правило, такие контейнеры установлены вблизи крупных торговых центров, школ, у автозаправочных станций.

Точные адреса контейнеров размещены на сайте: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/priem-ot-naseleniya-bytovyh-opasnyh-othodov/.

Также необходимо помнить, что законом запрещен сброс отходов на почву, нарушителям грозит штраф до пяти тысяч рублей.

ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Право использования акватории водных объектов, забора воды, приобретается на основании договоров водопользования.

Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, на основании договоров водопользования либо решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит. В).

Предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование осуществляет Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (199004, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 26).

Подробные требования к порядку и срокам заключения договора водопользования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации № 165 от 12.03.2008.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ст. 7.6 за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий в виде штрафа для граждан в размере до трех тысяч рублей; для юридических лиц – до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В связи с вышеизложенным, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга настоятельно рекомендует физическим и юридическим лицам задуматься о последствиях совершения противоправных действий по осуществлению водопользования в отсутствие необходимой разрешительной документации.