версия для слабовидящих

Главная  /  Вас информируют:  /  Природоохранная прокуратура

Наезд на животное влечет за собой ответственность!

Объекты животного мира на территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Обязанность принимать меры по предотвращению гибели животных при эксплуатации транспортных средств возложена на каждого (ст. 28 Федерального закона «О животном мире»).

Юридические лица и граждане, владеющие транспортными средствами, обязаны возместить вред, причиненный данными источниками повышенной опасности, добровольно либо по решению суда (ст. 56 Федерального закона «О животном мире»).

Размер вреда вследствие уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948.

Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (ст.ст. 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если ответственность за причинение вреда застрахована, лицо, в пользу которого заключен договор страхования, вправе предъявить требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы непосредственно страховщику.

В этой связи владельцам транспортных средств необходимо быть внимательными на дорогах, особенно в поздние вечерние, ночные и ранние утренние часы, а также обращать внимание на предупреждающие знаки «Дикие животные» и «Зона действия».

Ответственность за порчу земли

Земля – важнейший природный ресурс, необходимый для существования жизни, базис любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. 
В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность наступает за:
– самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, то есть его отделение от поверхности земли;
– за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожить плодородный слой почвы можно путем насыпки поверх него другого грунта, залива бетоном, асфальтом, приведение в негодность при строительстве, прокладке дорог; невыполнении мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. 
Ответственность предусмотрена в виде штрафа и приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации  предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. 
Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Высшая мера наказания за названное преступление – лишение свободы на срок до 5 лет.
Окружающая среда – залог здоровья и будущего человечества, каким оно будет, зависит от количества совершенных экологических преступлений.

Дикие звери не для забавы!

С 1 января 2020 года вступила в силу ст. 22 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о запрете содержания диких животных в неволе.

Предусмотрен запрет на содержание отдельных видов пресмыкающихся, земноводных, паукообразных из числа скорпионов и пауков, а также млекопитающих из числа китообразных, сирен, хищных, хоботных, двурезцовых сумчатых, непарнокопытных, парнокопытных, приматов. Кроме того, под запрет попали некоторые виды птиц.

Конкретный перечень запрещенных к содержанию животных установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795.

Запрет на содержание перечисленных животных не распространяется на их содержание в зоопарках, цирках, дельфинариях, океанариумах и других подобных организациях, а также на особые случаи, при которых допускается их содержание.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 819 определяет перечень таких исключений, включающий:

- временное содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе (за исключением содержания в жилых помещениях) пострадавших или травмированных особей;

- содержание в полувольных условиях, искусственно созданной среде обитания или неволе на время лечения животных и искусственного выкармливания детенышей сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, приютов и питомников, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, с разрешения руководителей организаций;

- содержание и использование животных в организациях, основной целью деятельности которых является разведение животных в целях сохранения генетического фонда объектов животного мира.

Однако эти исключения возможны только при условии направления в трехдневный срок со дня принятия животных на содержание информации об этом в территориальные органы Росприроднадзора.

За нарушение указанных требований дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований законодательства, подлежат конфискации и возвращению в среду их обитания.

Кроме того ст. 8.35 КоАП РФ установлена ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в виде штрафа до 5 тыс. руб. – на граждан, до 20 тыс. руб. – на должностных лиц, до 1 млн. руб. – на юридических лиц.

Информацию о содержании диких животных вне воли необходимо направлять в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почты России на адрес пр. Литейный, д. 39, Санкт-Петербург, 191104, либо на электронную почту rpn7@rpn.gov.ru.

Старший помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга   Афанасьева М.С.

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства при производстве работы по ремонту набережной по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. Мартынова – левый берег реки Средняя Невка выше 2-го Елагина моста.

В ходе проверки выявлен факт превышения зоны производства работ, утвержденной ордером, выданным Государственной административно-технической Инспекцией Санкт-Петербурга, выразившийся в переносе ограждений и складировании строительных материалов и техники непосредственно на газоне в границах территории зеленых насаждений общего пользования, что привело к его уничтожению на площади 288,2 кв.м.

Указанные работы, повлекшие за собой повреждение зеленых насаждений, организованы СПб ГБУ «Мостотрест», как заказчиком, и проведены АО «Стройинвест», как подрядчиком, без специального разрешения – порубочного билета, выдаваемого уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Ущерб, нанесенный зеленому фонду города, составил 345 840 руб.

В целях возмещения причиненного вреда природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга к СПб ГБУ «Мостотрест» и АО «Стройинвест» в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Красногвардейский районный суд предъявлено исковое заявление.

15.12.2021 исковые требования природоохранной прокуратуры судом удовлетворены, обязанность по возмещению ущерба возложена на подрядную организацию.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой на контроль.

Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга советник юстиции Р.А. Рагимов

Экологические преступления – преступления против самих себя!

Совершая преступления против экологии, человек покушается на жизнь и здоровье других людей через окружающую среду. Их последствия тяжело исправить, они глобальны.

26 главой Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за совершение таких преступлений, как незаконная рубка деревьев, порча земли, загрязнение атмосферы и воды, незаконная охота и др. Возраст ответственности – с 16 лет.

Действием или бездействием, умышленно или по неосторожности? Не имеет значения, ответственность наступит в любом случае.

Последствиями экопреступлений являются потеря природного элемента (вырубка леса), отрицательное влияние на качество окружающей среды (истощение подземных вод), физический ущерб здоровью людей и животных, либо его угроза.

Законодателем предусмотрены различные санкции, начиная от штрафов и заканчивая лишением свободы. Сумма штрафа достигает 3 млн. руб., максимальный срок лишения свободы составляет 9 лет.

Если Вы стали очевидцем экологического преступления сообщите об этом в Дежурную часть любого отдела полиции, органы Следственного Комитета РФ, либо позвоните по единому номеру экстренных оперативных служб – 112.

Окружающая среда – залог здоровья и будущего человечества, каким оно будет, зависит от количества совершенных экологических преступлений.

Старший помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Афанасьева М.С.

Делай бизнес ЭКОлогично!

Практически каждая организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

К числу наиболее подверженных воздействию компонентов окружающей среды относится атмосферный воздух.

Одним из основных принципов деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что любая деятельность опасна для экологии до момента, пока не будет доказано обратное.

Организация, имеющая источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (трубы от котельного оборудования, от покрасочной камеры, вентиляция от предприятий общественного питания, дымоход от бани и пр.), обязана провести их инвентаризацию.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

На основании проведенной инвентаризации организация в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, обязана подать в уполномоченный орган исполнительной власти заявку о его постановке на государственный учет.

Определение уполномоченного органа власти зависит от ряда критериев, в том числе: места расположения организации, характера выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вида производственной деятельности и т.д.

В Санкт-Петербурге такими органами государственной власти являются Северо-Западное межрегиональное Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39), а также Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит. В).

Неисполнение вышеуказанных требований закона влечет административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ (штраф для юридических лиц – до 100 000 руб, для ИП – до 2 000 руб.) и ст. 8.46 КоАП РФ (штраф для юридических лиц – до 100 000 руб., для ИП – до 100 000 руб.)

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка по факту уничтожения зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, собственность на который не разграничена (территория общего пользования), прилегающем по периметру к земельному участку с кадастровым номером 78:36:0013415:7 по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Левашово, Пригородный, участок 94.

Установлено, что на вышеуказанном земельном участке в отсутствие порубочного билета повреждено 23 зеленых насаждения (17 деревьев ольхи, 2 березы, 3 рябины, 1 ива), в результате чего Санкт-Петербургу причинен ущерб в особо крупном размере – 281 000 рублей.

В ходе проведения проверки зафиксирован факт несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке и прилегающей к нему территории общего пользования.

Работы по отсыпке и планированию земельного участка отходами проводились с использованием тяжелой техники, в результате работы которой и были повреждены зеленые насаждения до степени прекращения роста.

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу земельный участок участку с кадастровым номером 78:36:0013415:7 находится в собственности юридического лица, на основании договора аренды передан в пользование физическому лицу.

Для решения вопроса об уголовном преследовании материалы проверки по факту обнаружения признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга.

По результатам процессуальной проверки 27.08.2021 Следственным управлением УМВД России по Выборгскому району возбуждено уголовно дело по ч. 3 ст. 260 УК РФ, расследование которого находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.

С целью возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в Приморский районный суд Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено соответствующее исковое заявление.

Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга.

Кто в ответе за безнадзорных животных на улицах города?

В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Санкт-Петербурга установлен порядок организации деятельности по обращению с животными без владельцев.

Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возлагается на Комитет по благоустройству, Управление ветеринарии, администрации районов Санкт-Петербурга (п. 1.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2021 № 39).

Подать заявку на отлов безнадзорных животных можно в Комитет по благоустройству и администрацию района по телефонам дежурных служб, размещенным на официальных сайтах органов исполнительной власти, а также в органы полиции по телефонам дежурных частей.

На основании поступивших заявок отлов, транспортировку, передачу в приюты животных без владельцев осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели на основании государственного контракта с Комитетом по благоустройству.

Если поведение животных без владельцев представляет угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, мероприятия по отлову животных проводятся в течение 24 часов с момента поступления заявки.

Отлов животных без владельцев проводится с применением веществ, способов, технических приспособлений, исключающих увечье, травмы или гибель животных, а также с соблюдением требований к обеспечению безопасности граждан и общественного порядка.

Если отловленное животные не проявляет немотивированной агрессивности, оно возвращается на прежнее место обитания.

Контроль за осуществлением мероприятий по содержанию животных без владельцев в приютах осуществляется Управлением ветеринарии.

О нарушениях, допускаемых при отлове, транспортировке, содержании безнадзорных животных на территории города необходимо информировать Управление ветеринарии Санкт-Петербурга путем направления обращений в письменной форме по адресу: г. Санкт-Петербург, 4-я Советская ул., д. 5 или в форме электронного документа через «Электронную приемную».

Проверка АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на основании информации Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» требований водного законодательства.

Установлено, что Общество осуществляет сброс сточных вод в водный объект – реку Волковку через выпуски, расположенные по адресу: ул. Малая Балканская, д. 7.

Вместе с тем, разрешительная документация на сброс сточных вод в водный объект Обществу не выдавалась.

Учитывая изложенное, природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Московский районный суд предъявлено исковое заявление о запрете АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в водный объект – реку Волковку в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

10.08.2021 исковые требования природоохранной прокуратуры удовлетворены судом в полном объеме.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой на контроль.

Представление АО "Металлургический завод "Петросталь"

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в связи с многочисленными обращениями граждан и регулярными публикациями в средствах массовой информации о появлении «рыжего дыма» над территорией Кировского завода проведена проверка.

В ходе проверки совместно с Северо-Западным межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что «оранжево-рыжий» дым образуется в результате производства АО «Металлургический завод «Петросталь» металлоизделий в процессе эксплуатации мартеновских печей.

ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному Округу» осуществлен отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по результатам которого установлено превышение выброса пыли в 13,1 раз, а также загрязняющих веществ азота (II) оксид в 27,5 раз, азота (IV) оксид в 1,1 раз по сравнению с установленными нормативами.

Оборудование, предназначенное для очистки газов от загрязняющих веществ, должную очистку и обезвреживание выбросов не обеспечивает, а также эксплуатируется предприятием с нарушением установленных требований по охране атмосферного воздуха.

По результатам проверки природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора АО «Металлургический завод «Петросталь» внесено представление об устранении нарушений.

В целях восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, природоохранной прокуратурой в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление об обязании АО «Металлургический завод «Петросталь» провести мероприятия по модернизации установки очистки газа до обеспечения очистки атмосферного воздуха от вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате деятельности Общества.

Кроме того, материалы проверки природоохранной прокуратуры направлены в Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой на контроль.

Доступ к береговой полосе – право, а не привилегия!

Статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль водного объекта предназначается для общего пользования, в связи с чем каждый гражданин может пользоваться береговой полосой для передвижения и пребывания около воды, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Данное право не зависит от статуса земельного участка, примыкающего к водоему.

За размещение ограждений, а также иных объектов, препятствующих проходу по береговой полосе, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ с назначением штрафа для физических лиц – до 5 000 рублей; для индивидуальных предпринимателей – до 50 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – до 300 000 рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

В связи с вышеизложенным, природоохранная прокуратура
г. Санкт-Петербурга напоминает о необходимости соблюдения требований закона при размещении сооружений и недопустимости нарушения прав граждан на свободный проход по береговой полосе.

О фактах ограничения доступа к береговой полосе водных объектов необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора по адресу: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39 или в разделе «Приём обращений» на сайте Управления (https://rpn.gov.ru/petition/, или в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит. В или в разделе «Электронная приемная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru).

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

В связи с участившимися случаями незаконной рубки или повреждения зеленых насаждений природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга разъясняет следующее.

Зеленые насаждения - древесные, кустарниковые, травянистые растения и цветники естественного (выросшие в результате естественных процессов, без ведения хозяйственной деятельности человека) и искусственного (высаженные в результате хозяйственной деятельности человека) происхождения, расположенные на территории Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» определены следующие виды зеленых насаждений:

- зеленые насаждения общего пользования;

- зеленые насаждения, выполняющие специальные функции;

- зеленые насаждения ограниченного пользования;

- зеленые насаждения общего пользования местного значения;

- зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена.

Рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге может производиться только на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88).

В случаях пересадки, повреждения или уничтожения зеленых насаждений выплачиваются средства, составляющие восстановительную стоимость указанных зеленых насаждений (ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88).

Разрешение на рубку выдается физическим или юридическим лицам только после перечисления в соответствующий бюджет денежных средств, составляющих восстановительную стоимость.

Проведение работ в отсутствии порубочного билета не допускается.

За правонарушения в сфере охраны зеленых насаждений Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - до одного миллиона рублей.

Кроме того, за незаконную рубку, а также повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений предусмотрена уголовная ответственность по ст. 260 УК РФ в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей.

Помимо привлечения к административной либо уголовной ответственности, виновное лицо обязано возместить ущерб, нанесенный зеленому фонду Санкт-Петербурга, в связи с незаконной вырубкой зеленых насаждений.

Обращение с отходами: что нужно знать каждому!

На территории субъектов Российской Федерации деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) осуществляется региональными операторами на основании договоров, заключенных с собственниками жилых домов.

Санкт-Петербургу для перехода к деятельности регионального оператора по обращению с отходами предоставлена отсрочка до 01.01.2022.

На территории города организация сбора и вывоза отходов от населения осуществляется управляющими организациями (п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Для накопления отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления, товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ТКО) существует ряд требований.

Так, накопление ТКО, образуемых в многоквартирных домах, осуществляется:

1. при наличии систем мусоропроводов – в контейнерах, установленных в мусороприемных камерах, и в контейнерах и бункерах, установленных на контейнерных площадках, а также на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;

2. при отсутствии систем мусоропроводов – в контейнерах и бункерах, установленных на контейнерных площадках, или в контейнерах, установленных на площадках накопления отходов, а также на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (распоряжение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 30.11.2018 № 410-р).

При этом категорически запрещено:

- накапливать раздельно накопленные компоненты ТКО вне специально установленных контейнеров и бункеров;

- накапливать в контейнеры для раздельного накопления отходов несортированные ТКО, отработанные ртутьсодержащие лампы, градусники, иные ртутьсодержащие бытовые приборы (термометры, тонометры и т.п.), батарейки, малогабаритные аккумуляторы;

- сжигать любые отходы на контейнерных площадках и/или на площадках накопления отходов, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов;

- уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и/или бункерах ТКО;

- складировать в контейнерах горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы.

О нарушениях, допускаемых управляющими организациями при обращении с отходами, в т.ч. несвоевременном вывозе отходов, необходимо

информировать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга и Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу.

Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры. Сбор опасных отходов у населения также осуществляется посредством передвижных мобильных пунктов приема опасных отходов - «экомобилей».

Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» размещены на официальном сайте Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест необходимо обращаться в городскую аварийную службу (СПб ГУП «Экострой») на горячую круглосуточную линию по номеру тел. 328-80-69.

Сброс отходов производства и потребления и на почву, водосборные площади в недра, поверхностные и подземные водные объекты на территории Санкт-Петербурга запрещен.

Организация несанкционированной свалки отходов влечет за собой административную ответственность по ст. 11.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере до 2 тыс. руб.; для должностных лиц в размере до 30 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей – до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 250 тыс. рублей.

По вопросам несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории города необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, администрации районов, органы полиции.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.А. Васильева

По материалам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил охраны окружающей среды

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга по многочисленным обращениям граждан проведена проверка по факту завоза и размещения отходов производства и потребления в водоохранных зонах Финского залива и реки Красненькая в районе Угольной гавани в г. Санкт-Петербурге.

Установлено, что указанная территория на кадастровый учет не поставлена, договорными отношениями и вещными правами не обременена, в аренду третьим лицам не передавалась.

Вместе с тем на территории организована незаконная деятельность по приему и размещению отходов производства и потребления с их последующим уплотнением бульдозерами и экскаваторами.

Кроме того, зафиксировано проведение работ по размещению отходов за пределами гидротехнического сооружения «Золоотвал в море», непосредственно в акватории Невской Губы Финского залива Балтийского моря.

Природоохранной прокуратурой материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в СО по Кировскому району ГСУ СК России по Санкт-Петербургу для решения вопроса об уголовном преследовании.

По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Кроме того, природоохранной прокуратурой в Куйбышевский районный суд предъявлено исковое заявление об обязании собственника и организаций, эксплуатирующих гидротехническое сооружение, очистить территорию от отходов.

Ход и результаты расследования уголовного дела, а также рассмотрения искового заявления находятся на контроле природоохранной прокуратуры.

Подал отчет вовремя – избежал штрафа!

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (кроме объектов IV категории), обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля, в рамках которой осуществлять производственный экологический контроль.

Ежегодно хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории г. Санкт-Петербурга, надлежит в срок до 25 марта представлять в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В) или в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора (г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Отчет по ПЭК).

Форма Отчета по ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Обращаем внимание, что в 2021 году в связи с внесенными изменениями в указанный приказ изменились требования к содержанию отчета, в том числе дополнены разделы в области охраны водных объектов, а также обращения с отходами.

Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайте Комитета по природопользованию – www.infoeco.ru, а также сайте Управления Росприроднадзора – http://rpn.gov.ru.

Напоминаем, что за непредставление или несвоевременное представление соответствующей информации, а также за предоставление недостоверных сведений виновные должностные и юридические лица несут предусмотренную законом ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) с назначением административного штрафа на должностных лиц - до 6 тыс. руб., на юридических лиц - до 80 тыс. руб.

С учетом изложенного, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает о необходимости предоставления Отчета по ПЭК в установленный срок.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга С.О. Калядин

Плату за НВОС никто не отменял!

Осуществляя деятельность на объектах I-III категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), все хозяйствующие субъекты обязаны вносить плату за НВОС (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Срок внесения платы – до 1 марта 2021 года.

Плата за НВОС исчисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03.03.2017.

Ставки платы за негативное воздействие утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1393.

До 10 марта 2021 года информация о внесении платы за НВОС предоставляется хозяйствующими субъектами в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в составе декларации о плате за НВОС.

Невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет за собой административную ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере до 6 тыс. руб.; для юридических лиц - до 100 тыс. рублей.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение информации, содержащейся в декларации, влечет за собой административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц - до 6 тыс. руб.; для юридических лиц - до 80 тыс. рублей.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.А. Васильева

Природоохранная прокуратура защищает водные объекты от загрязнения!

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на основании информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства при сбросе сточных вод в городские водотоки – реки Неву, Дудергофку, Каменку, Охту, Мурзинку и Попову Ижорку.

В ходе проверки в деятельности 6 предприятий выявлены факты сброса сточных вод в указанные водные объекты с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и микроорганизмов.

В связи с выявленными нарушениями законодательства природоохранной прокуратурой в адрес руководителей предприятий внесены представления, которые находятся на рассмотрении.

Материалы проверки направлены в Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Северо-Западное Территориальное Управление Росрыболовства, Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

Рубка без порубочного билета может серьезно ударить по карману!

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения ООО «СПб-Автоматика» требований законодательства об охране окружающей среды.

Установлено, что Обществом проводились земляные работы по прокладке инженерных сетей теплоснабжения, при выполнении которых на территории объекта зеленых насаждений общего пользования городского значения «Сквер б/н на Большом Сампсониевском пр., между д. 88 и д. 92» допущено уничтожение зеленых насаждений: газона на площади 1200 кв. м., 110 деревьев.

Общий размер ущерба, нанесенного зеленому фонду г. Санкт-Петербурга, составил свыше 1,7 млн. руб.

В целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде, природоохранным прокурором г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Невский районный суд г. Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление, которое 28.01.2021 удовлетворено в полном объеме.

Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры.

Отчетность для водопользователя!

В связи с изменением законодательства природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает о предельных сроках предоставления экологической отчетности и сведений в Невско-Ладожское бассейновое водное управление.

До 15 января 2021 года предприятиям, осуществляющим забор воды из водных объектов, а также сброс сточных вод в водные объекты, надлежит предоставить отчет о водопользовании по формам 3.1, 3.2, 3.3 (приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903)

До 22 января 2021 года предприятиям-водопользователям надлежит представить отчетность по форме 2-ТП (водхоз) – данные о пользовании водными ресурсами (Приказ Росстата от 27.12.2019 № 815).

До 25 января 2021 года предприятиям, осуществляющим водохозяйственные или водоохранные работы, надлежит представить отчетность по форме № 2-ОС – сведения о выполнении водохозяйственных или водоохранных работ на водных объектах (Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469).

До 15 марта 2021 года собственникам водных объектов и водопользователям надлежит представить сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами, а также данные учета объема забора воды из водных объектов и объема сброса сточных вод, их качества (Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30).

Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайте Невско-Ладожского бассейнового водного управления – http://nord-west-water.ru.

За непредставление или несвоевременное представление соответствующей информации в уполномоченный орган, а также за предоставление недостоверных сведений виновные должностные и юридические лица несут предусмотренную законом ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации), и ст. 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования).

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Калядин С.О.

Выбросы в атмосферу под учет!

Источник выбросов - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Все хозяйствующие субъекты обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Порядок проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки и документирования полученных данных утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

Результаты проведения инвентаризации прикладываются к заявке, которая в Санкт-Петербурге направляется в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности для определения категории негативного воздействия на окружающую среду, постановки на государственный учет и получения свидетельства.

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха влечет за собой административную ответственность по ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере до 2 тыс. 500 руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 250 тыс. руб.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой административную ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере до 20 тыс. руб.; для юридических лиц и предпринимателей - до 100 тыс. рублей.

В связи с изложенным, природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга напоминает, что осуществление деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без проведения инвентаризации и постановки на государственный учет недопустимо.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Н.А. Васильева