Главная  /  Вас информируют:  /  Природоохранная прокуратура

Свободный доступ к берегу для всех!

Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое, как природный комплекс. Следовательно, береговая полоса в силу положений ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации относится к собственности Российской Федерации.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Исключение из данного правила составляют каналы, а также реки и ручьи, протяженность которых от истока до устья составляет не более десяти километров - для таких водных объектов ширина береговой полосы составляет пять метров. Необходимо отметить, что береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них.

Размещение ограждений и иных объектов, исключающих доступ к береговой полосе, является неправомерным. Несоблюдение требований об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 8.12.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Контроль за соблюдением требований названного законодательства на территории Санкт-Петербурге осуществляется Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга в зависимости от категории водного объекта.

Ранее природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка по факту незаконного сброса жидких отходов из кузова транспортного средства в систему городской канализации

В ходе проверки в 2022 году специализированной прокуратурой совместно со специалистами профильных органов и учреждений зафиксирован факт сброса осадка очистных сооружений из автоцистерны, принадлежащей ООО «СИГМА», в канализационный колодец напротив
д. 20 по ул. Ново-Никитинской.

ООО «СИГМА» имеет лицензию на осуществление деятельности
по обращению с отходами, в соответствии с которой хозяйствующий
субъект вправе оказывать услуги по сбору и обезвреживанию отходов, образовываемых на предприятиях города.

Согласно условиям лицензии организация обязана осуществлять процедуру обезвреживания жидких отходов, направленную на снижение
их опасности для окружающей среды и человека.

В ходе надзорных мероприятий прокуратурой установлены иные эпизоды несанкционированного сброса жидких отходов, собираемых
ООО «СИГМА» в рамках заключенных договоров, в период с 2019 по
2022 год.

В рамках проверки прокуратурой также осуществлено выездное обследование площадки лицензиата, предназначенной для обезвреживания отходов, по результатам которого установлено, что указанная площадка фактически не функционирует, необходимое оборудование и мощности
для заявленного вида деятельности отсутствуют.

В целях устранения выявленных нарушений и пресечения нарушений закона в будущем природоохранной прокуратурой города в порядке
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в Кировский районный суд Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, выданной ООО «СИГМА», по результатам рассмотрения которого 27.02.2025 исковые требования прокуратуры удовлетворены.

 Санкт-Петербургским городским судом по результатам рассмотрения 07.08.2025 апелляционной жалобы ответчика решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27.02.2025 оставлено без изменения. Указанное решение вступило в законную силу, исполнено, лицензия
ООО «СИГМА» на обращение с отходами аннулирована.

Не право, а обязанность!

Инвентаризация источников выбросов - это процесс выявления, учёта и определения количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проводимый на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Проведение инвентаризация является не правом, а обязанностью хозяйствующего субъекта.

Порядок проведения инвентаризации регламентирован Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

Этапы проведения инвентаризации:

  • Подготовительный этап:
  1. сбор исходных данных об объекте, его деятельности, используемом оборудовании и используемых веществах;
  2. изучение проектной документации, данных предыдущей инвентаризации, результатов производственного экологического контроля (ПЭК) и государственного экологического надзора;
  3. создание инвентаризационной комиссии и издание приказа о проведении инвентаризации.
  • Полевой этап:
  1. обследование территории объекта и выявление всех источников выбросов (стационарных и передвижных);
  2. определение характеристик источников, включая их местоположение, тип, режим работы и другие параметры;
  3. проведение необходимых замеров и расчетов для определения количественных и качественных показателей выбросов.
  • Камеральный этап:
  1. обработка полученных данных, систематизация сведений о размещении источников выброса, подготовка картографического материала;
  2. определение количественных и качественных показателей выбросов;
  3. документирование хода и результатов инвентаризации;
  • Оформление результатов:
  1. составление отчета по инвентаризации, содержащего все полученные данные и утвержденного хозяйствующим субъектом;
  2. утверждение отчета и направление его в профильный орган экологическо контроля.

За непроведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, предусматривающая штрафные санкции для юридических лиц в размере до 100 тыс. рублей.

За сокрытие или искажение экологической информации ст. 8.5 КоАП также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц в размере 80 тыс. рублей.

Ранее природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга проведена проверка по факту незаконного сброса жидких отходов из кузова транспортного средства в систему городской канализации

В ходе проверки специализированной прокуратурой совместно со специалистами профильных органов и учреждений зафиксирован факт сброса осадка очистных сооружений из автоцистерны, принадлежащей ООО «СИГМА», в канализационный колодец напротив д. 20 по ул. Ново-Никитинской.

ООО «СИГМА» имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами, в соответствии с которой хозяйствующий субъект вправе оказывать услуги по сбору и обезвреживанию отходов, образовываемых на предприятиях города.

Согласно условиям лицензии организация обязана осуществлять процедуру обезвреживания жидких отходов, направленную на снижение их опасности для окружающей среды и человека.

В ходе надзорных мероприятий прокуратурой установлены иные эпизоды несанкционированного сброса жидких отходов, собираемых ООО «СИГМА» в рамках заключенных договоров, в период с 2019 по 2022 год.

В рамках проверки прокуратурой также осуществлено выездное обследование площадки лицензиата, предназначенной для обезвреживания отходов, по результатам которого установлено, что указанная площадка фактически не функционирует, необходимое оборудование и мощности для заявленного вида деятельности отсутствуют.

В целях устранения выявленных нарушений и пресечения нарушений закона в будущем природоохранной прокуратурой города в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в районный суд Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, выданной ООО «СИГМА», по результатам рассмотрения которого исковые требования прокуратуры удовлетворены.

Исполнение решения суда находится на контроле специализированной прокуратуры.

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на основании информации Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербурга проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 78:34:0436901:1 по адресу: г. Санкт-Петербург, 3-я Конная Лахта, д. 80, лит. А

В ходе проверки установлено, что территория вышеуказанного земельного участка, находящегося в собственности физических лиц, захламлена отходами производства и потребления (строительные отходы, бой кирпича, отходы бетона в кусковой форме, отходы грунта и пр.), площадь несанкционированной свалки составила 3 6217,9577 м².

Комитетом по природопользованию с участием специалистов аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному Округу» проведен отбор проб, согласно результатам которого размещенные отходы производства и потребления относятся к IV и V классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Несанкционированный сброс отходов на почву с последующим их уплотнением тяжелой техникой привел к загрязнению почв, ухудшению качественных характеристик земельного участка и причинению ущерба окружающей среде.

В целях устранения выявленных нарушений специализированной прокуратурой в районный суд г. Санкт-Петербурга в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о взыскании солидарно с правообладателей земельного участка ущерба, причиненного почвам.

В ходе рассмотрения гражданского дела районным судом удовлетворено заявление природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга об обеспечении иска, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу наложен запрет на регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0436901:1.

По результатам проведенной по гражданскому делу судебной экспертизы установлено, что размер вреда в результате порчи почв составил 249 300 000 руб.

Вступившим в законную силу решением районного суда г. Санкт-Петербурга исковые требования специализированной прокуратуры удовлетворены, на правообладателей земельного участка возложена солидарная обязанность возместить ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 249 300 000 руб.

Решение суда полностью исполнено, денежные средства перечислены в бюджет г. Санкт-Петербурга, несанкционированная свалка отходов производства и потребления ликвидирована.

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения земельного законодательства

К проведению проверки привлечены специалисты Комитетом по благоустройству по благоустройству Санкт-Петербурга.

Установлено, что на территории общего пользования городского значения вблизи д. 18, лит. А по ул. Курортной в п. Репино, установлен забор, ограничивающий свободный доступ граждан к зеленым насаждениям.

Самовольно установленное ограждение, является продолжением забора земельного участка, находящегося в собственности физического лица.

Природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление к собственнику земельного участка с требованием обеспечить свободный доступ граждан на территорию зеленых насаждений путем демонтажа незаконно установленного забора.

Исковые требования прокурора удовлетворены судом в полном объеме. Исполнение судебного постановления поставлено специализированной прокуратурой на контроль.

Простые правила законной рубки зеленых насаждений

Что включается в состав зеленых насаждений, и каковы критерии правомерности уничтожения/повреждения зеленых насаждений?

Законом Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» к зеленым насаждениям отнесены деревья, кустарники, травянистые растения и цветники, расположенные на территории города.

Повреждение зеленых насаждений – любое (механическое, термическое, химическое) воздействие, которое привело к нарушению их целостности, либо загрязнение вредными веществами, либо повлекло их уничтожение (гибель, утрату).

Правомерность рубки определяется наличием первоочередного разрешительного документа – порубочного билета, в котором  в обязательном порядке указываются количество деревьев и кустарников, подлежащих рубке, их породы, диаметр ствола (для деревьев) и пр.

Кем выдается порубочный билет и когда он должен быть получен в случае производства на территории, занятой зелеными насаждениями, работ, влекущих за собой их уничтожение?

Порубочный билет выдается специализированным органом власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения - Комитетом по благоустройству на основании представленных индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в интересах которых происходит повреждение или уничтожение зеленых насаждений, заявлений и документов.

Необходимо отметить, что обязательным условием к выдаче порубочного билета является оплата восстановительной стоимости зеленых насаждений.

То есть разрешение на рубку или проведение иных работ, связанных с повреждением уничтожением зеленых насаждений, выдается только после перечисления в бюджет города денежных средств, составляющих восстановительную стоимость.

Могут ли граждане вырубать деревья, кустарники, расположенные на территории собственных земельных участков, необходимо ли в таком случае получать порубочный билет?

Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, а также находящиеся на нем растения.

Таким образом, если земельный участок находится в частной собственности физического или юридического лица, то вопрос рубки зеленого насаждения является исключительной прерогативой собственника.

Какая ответственность предусмотрена за самовольную вырубку зеленых насаждений?

Рубка зеленых насаждений в отсутствие порубочного билета может квалифицироваться в соответствии с административным или уголовным законодательством.

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет за собой административную ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере до 4 тыс. руб.; для должностных лиц в размере до 40 тыс. руб.; для юридических лиц - до 300 тыс. рублей.

Региональным законодательством, а именно ст. 9 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» также установлена ответственность за незаконную рубку зеленых насаждений в отсутствие порубочного билета в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц в размере до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. рублей.

За проведение рубки зеленых насаждений без установки информационного щита ст. 9.2 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» также предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 500 тыс. руб.

Уголовно наказуемым и квалифицируемым по ст. 260 УК РФ является повреждение зеленых насаждений, в результате которого ущерб составил более пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность по ст. 260 УК РФ – до 7 лет лишения свободы.

Куда необходимо обращаться в случае обнаружения фактов самовольной вырубки зеленых насаждений?

По вопросам незаконной рубки зеленых насаждений на территории города необходимо обращаться в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, органы полиции.

Люминесцентные лампы и аккумуляторы – отходы, которым не место на общей контейнерной площадке

В зависимости от степени негативного воздействия отходы подразделяются на пять классов, среди которых I и II классы являются наиболее опасными для окружающей среды и человека.

К таким отходам относятся, в частности, ртутьсодержащие (люминесцентные) лампы, ртутные термометры, аккумуляторы, батарейки, поскольку содержат опасные загрязняющие вещества, которые при попадании в почву, воздух или водные объекты могут причинить значительный ущерб экологии и здоровью людей.

Обозначенные виды отходов к твердым коммунальным отходам (ТКО) не относятся, в связи с чем их складирование в контейнерах для ТКО, расположенных на городских или индивидуальных контейнерных площадках, запрещено.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих их сохранность.

На предприятиях должны быть организованы специальная тара и место для накопления отработанных люминесцентных ламп, назначено лицо, ответственное за обеспечение безопасного накопления таких отходов.

Отработанные батарейки и аккумуляторы также подлежат обособленному накоплению в индивидуальных емкостях (контейнерах).

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения таких отходов.

В иных случаях отходы должны быть переданы федеральному оператору (ФГУП «ФЭО») в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Одновременно необходимо помнить, что деятельность по сбору, транспортированию, утилизации отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, в связи с чем самостоятельное транспортирование ртутьсодержащих и иных отходов за пределы территории их образования в отсутствие соответствующей лицензии недопустимо.

Сведения об объемах образования, а также объемах переданных федеральному оператору отходов подлежат отражению в рамках учета хозяйствующего субъекта в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов, сброшенных вне специально отведенных мест, необходимо обращаться в городскую аварийную службу на горячую круглосуточную линию по тел. 328-80-69 (СПб ГБУ «Экострой»), 417-59-36 (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (юр. л. – штраф до 250 000 руб., повторное нарушение – до 400 000 руб.; ИП – штраф до 50 000 руб., повторное нарушение – до 70 000 руб.).

Кроме того, в случае возникновения угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, а также загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, возникших в результате нарушения порядка обращения с ртутьсодержащими и иными отходами, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 247 УК РФ.

Экологическая отчетность природопользователя

Разработка и подача отчетных документов в области охраны окружающей среды в уполномоченные органы государственной власти является обязательным условием деятельности большинства хозяйствующих субъектов.

До 01 февраля 2025 года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представить в СЗМУ Росприроднадзора отчет по форме 2-ТП (отходы) (приказ Росстата от 09.10.2020 № 627).

До 10 марта 2025 года хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I-III категорий, необходимо представить в СЗМУ Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды от 10.12.2020 № 1043).

До 15 марта 2025 года водопользователи должны представить сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами (в Невско-Ладожское бассейновое водное управление), а также данные учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод (в орган, предоставивший водный объект в пользование: Невско-Ладожское бассейновое водное управление / Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга) (Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30, приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903).

До 25 марта 2025 года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах НВОС I-III категорий, обязаны представить в Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга или СЗМУ Росприроднадзора (с учетом уровня надзора) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) (приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109).

До 31 марта 2025 года хозяйствующим субъектам, в результате деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами, необходимо представить в Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга сведения для включения в региональный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления», распоряжение Комитета от 26.04.2023 № 87-р).

Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайтах вышеуказанных органов власти (nord-west-water.ru, rpn.gov.ru, infoeco.ru, rosstat.gov.ru).

За нарушение сроков подачи отчетности, их недостоверность виновные лица несут ответственность по ст.ст. 8.5, 8.14 КоАП РФ.

Запреты и ограничения на берегах водных объектов

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:

- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Согласно положению ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается в том числе:

- размещение кладбищ и скотомогильников;

- движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;

- хранение пестицидов и агрохимикатов, а также их применение;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, шириной от 30 до 50 м., на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, а именно запрещены:

- распашка земель;

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, а также водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде административного штрафа для граждан в размере до 4,5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 12 тыс. руб.; для юридических лиц - до 400 тыс. руб.        

Жестокое обращение с животными влечет за собой ответственность!

Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными является необходимой мерой. Уголовно наказуемым является жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.

Уголовной ответственности по 245 статье Уголовного кодекса Российской Федерации подлежат как собственники (владельцы) животного, так и граждане, не обладающие какими-либо правомочиями в отношении него.

Конкретного перечня деяний, которые могут быть отнесены к жестокому обращению с животными, в статье не содержится. К таким действиям могут быть отнесены, например, удушение животного, оставление его без пищи и воды на длительное время, систематическое избиение, сбрасывание с балкона и пр.

Ответственности по данной категории уголовных дел подлежат лица, достигшие возраста 16 лет.

Уголовным законом за жестокое обращение с животными предусмотрено назначение наказания в том числе в виде:

- штрафа до 300 тыс. рублей;

- обязательных работ на срок до 360 часов;

- лишения свободы на срок до 5 лет.

В случае наличия у Вас информации о возможном совершении противоправных действий в отношении животных, сообщите об этом в Дежурную часть любого отдела полиции, либо позвоните по единому номеру экстренных оперативных служб – 112.

Не будьте равнодушны к жизни животных, не оставляйте преступников без наказания!

Недропользователям на заметку!

Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя либо ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков (ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

К участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие подземные воды, использующиеся для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Приказом Росстата от 07.07.2011 № 308 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод».

Отчет по форме № 4-ЛС предоставляется:

  • хозяйствующими субъектами - пользователями недр, имеющими лицензии на геологическое изучение, разведку, разработку месторождений питьевых и технических подземных вод;
  • в Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу;
  • до 20 января календарного года, следующего за отчетным;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием личного кабинета недропользователя.

Непредставление; несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц до 20 тыс. руб., на юридических лиц - до 70 тыс. руб.

Прокуратура совместно с гражданами пресекли незаконный сброс строительных отходов

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку по обращениям жителей СНТ «Красный октябрь».

Граждане рассказали, что территория общего пользования, прилегающая к их поселку, завалена отходами производства и потребления, а также мешками со строительным мусором. Заявители предоставили видеозапись, на которой зафиксирован сброс строительных отходов в канаву.

В ходе проверки природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга установила собственника лицо грузового транспортного средства, из которого осуществлялась несанкционированная выгрузка строительного мусора. По требованию надзорного ведомства правонарушителем в присутствии работников специализированной прокуратуры отходы производства и потребления изъяты из канавы и утилизированы. Территория общего пользования от строительного мусора очищена. Видеозапись предоставлена жителями СНТ «Красный октябрь».

По требованию прокуратуры русло мелиоративного канала приведут в порядок

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения федерального законодательства.

Установлено, что ООО «СТРОЙТРАНС» в отсутствие разрешительной документации на участке с кадастровым номером 78:42:0015108:2243 в п. Шушары произвело земляные работы на русле мелиоративного канала.

Проведенные работы препятствуют эксплуатации мелиоративной системы, могут привести к подтоплению смежных земельных участков в промышленной зоне «Шушары».

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга направила в суд исковое заявление об обязании организации привести земельный участок в первоначальное состояние, восстановив русло канала.

Требование прокуратуры удовлетворены. Исполнение судебного постановления находится на контроле природоохранной прокуратуры            г. Санкт-Петербурга.

По требованию прокуратуры проведена оценка негативного воздействия сточных вод на биоресурсы р. Малая Ижорка

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов.

Установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Статус» при осуществлении деятельности по сбросу в реку Малую Ижорку сточных вод, не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан наносимый ущерб.

Природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском о возложении на организацию обязанности произвести оценку негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, по результатам оценки разработать план мероприятий по устранению последствия негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, который направить на рассмотрение в Северо-Западное Территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству.

Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме. В настоящее время решение суда исполнено.

По требованию прокуратуры организация должна возместить ущерб за загрязнение реки

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды.

Установлено, что акционерным обществом «Экопром» в IV квартале 2023 года допущен сброс сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – реку Мурзинку с превышением предельно допустимых концентраций по загрязняющему веществу (железо).

По результатам проведенного специалистами расчета сумма причиненного ущерба составила свыше 9,5 тыс. рублей. В целях взыскания ущерба природоохранный прокурор обратился в суд с иском. Требования прокурора удовлетворены. На организацию возложена обязанность по возмещению ущерба.

По требованию прокуратуры в собственность государства возвращены акватории водных объектов и свыше 9,5 тыс. кв. м их береговых полос

Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства при формировании и передаче в частную собственность земельного участка в Пушкинском районе.

Установлено, что акватории реки Славянки и близлежащего ручья, а также более 9,5 тыс. кв. м их береговых полос, являющихся территориями общего пользования, находятся в границах земельного участка, принадлежащего ООО «Антик».

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным образования вышеуказанного земельного участка, исключении записи о нем из ЕГРН, признании отсутствующим права собственности организации.

Требования прокуратуры удовлетворены. В настоящее время решение суда исполнено, акватории водных объектов и их береговые полосы общей площадью более 9,5 тыс. кв. м возвращены в собственность государства.

Организация выплатила городу свыше 133 тыс. рублей за уничтоженный газон

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ».

Установлено, что организация уничтожила зеленые насаждения, выполняющие специальные функции уличного озеленения Купчинской улицы, расположенные между проезжей частью и земельным участком 150 по улице Олеко Дундича.

В результате проезда по указанной территории строительной техники  уничтожен газон на площади 167 кв. м.

Размер ущерба, причиненного зеленому фонду Санкт-Петербурга, составил свыше 133 тыс. рублей.

В целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде, природоохранный прокурор предъявил в суд исковое заявление о взыскании с ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» причиненного ущерба.

Требования природоохранной прокуратуры удовлетворены. В настоящее время денежные средства поступили в бюджет Санкт-Петербурга.

За сбитого на дороге лося придется заплатить

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения федерального законодательства о животном мире.

Установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия на трассе по адресу: г. Санкт-Петербург, Витебский пр., 150 м до трассы М11, водителем микроавтобуса сбит лось.

В результате происшествия, повлекшего гибель дикого животного, причинен вред и нанесен ущерб Российской Федерации в размере 80 тыс. рублей.

Автогражданская ответственность водителя застрахована в страховой организации. Однако компанией оплата ущерба, причиненного окружающей среде, в добровольном порядке не произведена.

Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга предъявил исковое заявление в суд о взыскании причиненного ущерба.

Требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме, со страховой организации в счет возмещения вреда, причиненного объектам животного мира, взыскано 80 тыс. рублей.

Виновное лицо выплатит компенсацию за уничтожение дерева

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку по факту дорожно-транспортного происшествия с наездом на дерево.

Установлено, что 28 января 2024 года водитель каршерингового автомобиля «Мерседес» совершил наезд на вяз, расположенный напротив д. 18 по ул. Красина.

В результате ДТП дерево диаметром 32 см уничтожено. Сумма ущерба, причиненного окружающей среде, составила 27 тыс. рублей.

Природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в суд о взыскании с водителя суммы ущерба в доход Санкт-Петербурга. Требования природоохранного прокурора удовлетворены. Фактическое исполнение судебного решения контролируется надзорным ведомством.