Главная / Вас информируют: / Природоохранная прокуратура
Запреты и ограничения на берегах водных объектов
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:
- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Согласно положению ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается в том числе:
- размещение кладбищ и скотомогильников;
- движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;
- хранение пестицидов и агрохимикатов, а также их применение;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, шириной от 30 до 50 м., на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, а именно запрещены:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, а также водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде административного штрафа для граждан в размере до 4,5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 12 тыс. руб.; для юридических лиц - до 400 тыс. руб.
Жестокое обращение с животными влечет за собой ответственность!
Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными является необходимой мерой. Уголовно наказуемым является жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
Уголовной ответственности по 245 статье Уголовного кодекса Российской Федерации подлежат как собственники (владельцы) животного, так и граждане, не обладающие какими-либо правомочиями в отношении него.
Конкретного перечня деяний, которые могут быть отнесены к жестокому обращению с животными, в статье не содержится. К таким действиям могут быть отнесены, например, удушение животного, оставление его без пищи и воды на длительное время, систематическое избиение, сбрасывание с балкона и пр.
Ответственности по данной категории уголовных дел подлежат лица, достигшие возраста 16 лет.
Уголовным законом за жестокое обращение с животными предусмотрено назначение наказания в том числе в виде:
- штрафа до 300 тыс. рублей;
- обязательных работ на срок до 360 часов;
- лишения свободы на срок до 5 лет.
В случае наличия у Вас информации о возможном совершении противоправных действий в отношении животных, сообщите об этом в Дежурную часть любого отдела полиции, либо позвоните по единому номеру экстренных оперативных служб – 112.
Не будьте равнодушны к жизни животных, не оставляйте преступников без наказания!
Недропользователям на заметку!
Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя либо ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков (ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
К участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие подземные воды, использующиеся для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Приказом Росстата от 07.07.2011 № 308 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод».
Отчет по форме № 4-ЛС предоставляется:
- хозяйствующими субъектами - пользователями недр, имеющими лицензии на геологическое изучение, разведку, разработку месторождений питьевых и технических подземных вод;
- в Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу;
- до 20 января календарного года, следующего за отчетным;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием личного кабинета недропользователя.
Непредставление; несвоевременное предоставление либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц до 20 тыс. руб., на юридических лиц - до 70 тыс. руб.
Прокуратура совместно с гражданами пресекли незаконный сброс строительных отходов
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку по обращениям жителей СНТ «Красный октябрь».
Граждане рассказали, что территория общего пользования, прилегающая к их поселку, завалена отходами производства и потребления, а также мешками со строительным мусором. Заявители предоставили видеозапись, на которой зафиксирован сброс строительных отходов в канаву.
В ходе проверки природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга установила собственника лицо грузового транспортного средства, из которого осуществлялась несанкционированная выгрузка строительного мусора. По требованию надзорного ведомства правонарушителем в присутствии работников специализированной прокуратуры отходы производства и потребления изъяты из канавы и утилизированы. Территория общего пользования от строительного мусора очищена. Видеозапись предоставлена жителями СНТ «Красный октябрь».
По требованию прокуратуры русло мелиоративного канала приведут в порядок
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения федерального законодательства.
Установлено, что ООО «СТРОЙТРАНС» в отсутствие разрешительной документации на участке с кадастровым номером 78:42:0015108:2243 в п. Шушары произвело земляные работы на русле мелиоративного канала.
Проведенные работы препятствуют эксплуатации мелиоративной системы, могут привести к подтоплению смежных земельных участков в промышленной зоне «Шушары».
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга направила в суд исковое заявление об обязании организации привести земельный участок в первоначальное состояние, восстановив русло канала.
Требование прокуратуры удовлетворены. Исполнение судебного постановления находится на контроле природоохранной прокуратуры г. Санкт-Петербурга.
По требованию прокуратуры проведена оценка негативного воздействия сточных вод на биоресурсы р. Малая Ижорка
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов.
Установлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Статус» при осуществлении деятельности по сбросу в реку Малую Ижорку сточных вод, не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан наносимый ущерб.
Природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском о возложении на организацию обязанности произвести оценку негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, по результатам оценки разработать план мероприятий по устранению последствия негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, который направить на рассмотрение в Северо-Западное Территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству.
Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме. В настоящее время решение суда исполнено.
По требованию прокуратуры организация должна возместить ущерб за загрязнение реки
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды.
Установлено, что акционерным обществом «Экопром» в IV квартале 2023 года допущен сброс сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – реку Мурзинку с превышением предельно допустимых концентраций по загрязняющему веществу (железо).
По результатам проведенного специалистами расчета сумма причиненного ущерба составила свыше 9,5 тыс. рублей. В целях взыскания ущерба природоохранный прокурор обратился в суд с иском. Требования прокурора удовлетворены. На организацию возложена обязанность по возмещению ущерба.
По требованию прокуратуры в собственность государства возвращены акватории водных объектов и свыше 9,5 тыс. кв. м их береговых полос
Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства при формировании и передаче в частную собственность земельного участка в Пушкинском районе.
Установлено, что акватории реки Славянки и близлежащего ручья, а также более 9,5 тыс. кв. м их береговых полос, являющихся территориями общего пользования, находятся в границах земельного участка, принадлежащего ООО «Антик».
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным образования вышеуказанного земельного участка, исключении записи о нем из ЕГРН, признании отсутствующим права собственности организации.
Требования прокуратуры удовлетворены. В настоящее время решение суда исполнено, акватории водных объектов и их береговые полосы общей площадью более 9,5 тыс. кв. м возвращены в собственность государства.
Организация выплатила городу свыше 133 тыс. рублей за уничтоженный газон
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ».
Установлено, что организация уничтожила зеленые насаждения, выполняющие специальные функции уличного озеленения Купчинской улицы, расположенные между проезжей частью и земельным участком 150 по улице Олеко Дундича.
В результате проезда по указанной территории строительной техники уничтожен газон на площади 167 кв. м.
Размер ущерба, причиненного зеленому фонду Санкт-Петербурга, составил свыше 133 тыс. рублей.
В целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде, природоохранный прокурор предъявил в суд исковое заявление о взыскании с ООО «Корпорация «ЛЭК ИСТЕЙТ» причиненного ущерба.
Требования природоохранной прокуратуры удовлетворены. В настоящее время денежные средства поступили в бюджет Санкт-Петербурга.
За сбитого на дороге лося придется заплатить
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения федерального законодательства о животном мире.
Установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия на трассе по адресу: г. Санкт-Петербург, Витебский пр., 150 м до трассы М11, водителем микроавтобуса сбит лось.
В результате происшествия, повлекшего гибель дикого животного, причинен вред и нанесен ущерб Российской Федерации в размере 80 тыс. рублей.
Автогражданская ответственность водителя застрахована в страховой организации. Однако компанией оплата ущерба, причиненного окружающей среде, в добровольном порядке не произведена.
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга предъявил исковое заявление в суд о взыскании причиненного ущерба.
Требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме, со страховой организации в счет возмещения вреда, причиненного объектам животного мира, взыскано 80 тыс. рублей.
Виновное лицо выплатит компенсацию за уничтожение дерева
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку по факту дорожно-транспортного происшествия с наездом на дерево.
Установлено, что 28 января 2024 года водитель каршерингового автомобиля «Мерседес» совершил наезд на вяз, расположенный напротив д. 18 по ул. Красина.
В результате ДТП дерево диаметром 32 см уничтожено. Сумма ущерба, причиненного окружающей среде, составила 27 тыс. рублей.
Природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в суд о взыскании с водителя суммы ущерба в доход Санкт-Петербурга. Требования природоохранного прокурора удовлетворены. Фактическое исполнение судебного решения контролируется надзорным ведомством.
После вмешательства природоохранной прокуратуры береговая полоса реки Каменки возвращена в собственность государства
Природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «СК «Каменка» требований земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды при формировании и передаче в частную собственность земельных участков, расположенных в Приморском районе города.
В ходе проверки выявлен факт нахождения в границах земельных участков, принадлежащих ООО «СК «Каменка», части береговой полосы водного объекта – реки Каменки, являющейся территорией общего пользования, составляющей 3 690 кв.м. из общей площади земельных участков, что влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, земельным участкам общего пользования.
По результатам рассмотрения представления природоохранной прокуратуры нарушения требований законодательства Обществом устранены, береговая полоса акватории водного объекта – реки Каменки общей площадью 3 690 кв.м. возвращена в собственность государства.
Транспортирование отходов: основные требованияи юридическая ответственность
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.
Транспортирование, как один из видов обращения с отходами, представляет собой процесс перемещения отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности (на ином праве) юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим лицензирование в указанной сфере, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Согласно ст. 16 Федерального закона No 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:
- - наличие паспорта отходов;
- - наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- - соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- - наличие документации для транспортирования и передачи (транспортные накладные, путевые листы и др.).
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 No 1090, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение груза (отходов) во избежание его падения, создания помех для движения. Транспортирование не должно создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.
Водитель, как лицо, допущенное к транспортированию отходов I - IV классов опасности, обязан иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального (дополнительного) обучения.
При этом ответственность за допуск работников к работе с отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Нарушение порядка транспортирования отходов производства и потребления влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (юр. л. – штраф до 250 000 руб., повторное нарушение – до 400 000 руб.; ИП – штраф до 50 000 руб., повторное нарушение – до 70 000 руб.).
Как получить охотничий билет?
Каждый охотник должен иметь охотничий билет (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Охотничий билет выдается физическим лицам, одновременно соответствующим требованиям:
- обладающие гражданской дееспособностью;
- не имеющие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- ознакомившиеся с Требованиями охотничьего минимума, утвержденными приказом Минприроды России от 30.06.2011 № 568.
Охотничий билет аннулируется на основании:
1) несоответствия физического лица требованиям;
2) подачи охотником заявления об аннулировании билета;
3) судебного решения.
На территории г. Санкт-Петербурга выдачу и аннулирование охотничьего билета осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в соответствии с Административным регламентом, утвержденным распоряжением от 27.09.2023 № 293-р.
Предоставление государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета осуществляется бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в Комитете заявления.
К заявлению на получение охотничьего билета также необходимо приложить:
- копию основного документа, удостоверяющего личность;
- вступившее в законную силу решение суда об установлении факта проживания в Санкт-Петербурге (при наличии);
- две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении.
Лица, виновные в нарушении правил охоты, несут ответственность по ст. 8.37 КоАП РФ.
За незаконную охоту предусмотрена уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ.
Обо всех случаях незаконной охоты на территории города необходимо информировать Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, территориальные отделы полиции.
Помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга
Васильева Н.А.
Твердые коммунальные отходы: основы и порядок обращения
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образовавшиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности физических лиц, а также подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 24 89-ФЗ деятельность по обращению с ТКО осуществляется региональными операторами субъектов Российской Федерации.
На территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО – АО «Невский экологический оператор», – начал работу с 01.01.2022.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 № 361-р.
Оказание услуг по сбору и вывозу отходов осуществляется региональным оператором на основании договоров, заключаемых с собственниками ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, то есть вступил в силу с 01.01.2022 независимо от подписания сторонами, в связи с чем даже в случае его неподписания в письменной форме он считается заключенным.
Сбор отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, осуществляется на контейнерных площадках, организация и содержание которых на территории Санкт-Петербурга в соответствии с п. 3.10.11. Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, относится к полномочиям районных администраций.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания индивидуальных контейнерных площадок, организуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо обустроенных на земельном участке многоквартирного дома, возложено на соответствующие хозяйствующие субъекты или управляющие организации.
Содержание общего имущества в МКД, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, в силу п. 26(1) перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, входит в состав услуг и работ, выполняемых управляющей организацией.
На основании п. 3.1.2 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р, выкат контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, на площадках с твердым покрытием, в том числе в условиях сложившейся застройки, а также расположенных в специализированных помещениях, зданиях, строениях, сооружениях к местам погрузки ТКО обеспечивается силами отходообразователя.
Согласно п.п. 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, способ коммерческого учета ТКО носит альтернативный характер и в целях осуществления расчетов с собственниками отходов может производиться расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Крупногабаритные отходы (КГО), образующиеся у населения и организаций (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), входят в состав ТКО и подлежат вывозу силами регионального оператора.
В соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, КГО разрешено складировать в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования КГО (определены территориальной схемой обращения с отходами).
Складирование КГО на общих контейнерных площадках, не предназначенных для соответствующего типа отходов, запрещено.
В силу п. 12 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, в случае возникновения необходимости вывоза КГО от места его образования потребитель вправе подать региональному оператору по обращению с ТКО заявку на установку на возмездной основе контейнера соответствующего типа.
Отходы от капитального ремонта (строительные отходы) относятся к строительному мусору и в зону ответственности регионального оператора не входят, в связи с чем размещение такие отходов на контейнерных площадках для ТКО и специальных площадках для КГО запрещено.
С учетом изложенного, строительные отходы подлежат вывозу и утилизации собственниками отходов с привлечением специализированной организации в частном порядке.
При накоплении ТКО и содержании контейнерных площадок запрещено:
- - складировать в контейнеры горящие, раскаленные или горячие отходы, КГО, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО (п. 14 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
- - размещать все виды контейнеров и бункеров для накопления ТКО, включая КГО, за пределами ограждений контейнерных площадок, специальных площадок, за исключением контейнеров и бункеров, размещенных на площадках с твердым покрытием в условиях сложившейся застройки;
- - сортировать отходы из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках;
- - перегораживать контейнерами и (или) бункерами тротуары, проходы и проезды, автомобильные дороги и т.д.;
- - перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- - препятствовать свободному доступу собственников ТКО к местам (площадкам) накопления ТКО;
- - осуществлять извлечение компонентов ТКО из контейнеров и (или) бункеров;
- - уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО (п. 3.1.8 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р).
Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры - экотерминалы. Сбор опасных отходов у населения также осуществляется посредством передвижных «экомобилей» и экологических пунктов.
Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» и экологических пунктов размещены на официальном сайте СПб ГУП «Экострой» (https://ecospbcom.ru).
В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест необходимо обращаться в городскую аварийную службу на горячую круглосуточную линию по номеру тел. 328-80-69.
Санитарно-эпидемиологическим законодательством установлены конкретные требования к периодичности вывоза ТКО (в холодное время года (+5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток; в теплое время года (выше +5 °C) — 1 раз в сутки), в связи с чем доступ к контейнерным площадкам должен быть обеспечен на постоянной основе для возможности подъезда техники перевозчика.
Лицо, осуществившее парковку автомобиля, препятствующего проезду мусоровоза к контейнерной площадке, подлежит административной ответственности по ст. 32-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Кроме того, неправильно припаркованное транспортное средство может быть эвакуировано как орудие правонарушения.
При этом перегораживание контейнерных площадок является нарушением независимо от времени суток, а также графика вывоза отходов.
Организация несанкционированной свалки отходов влечет за собой административную ответственность по ст. 11.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.
Сброс, накапливание и оставление или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест влечет административную ответственность по ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц - до 750 тыс. руб.
Гражданам, осуществившим сброс отходов вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, может быть назначен штраф в размере до 50 тыс. руб.
Уполномоченными органами государственной власти, которые вправе принимать меры реагирования по фактам нарушений в области обращения
с отходами, являются:
- Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и администрации районов – по нарушениям, связанным с ненадлежащим санитарным состоянием контейнерных площадок;
- Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга – по нарушениям периодичности вывоза ТКО;
- Органы внутренних дел – по фактам размещения на контейнерных площадках отходов, не относящихся к ТКО;
- Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга – по фактам преграждения доступа к контейнерным площадкам.
- Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга, администрации районов, органы внутренних дел – по фактам незаконного складирования отходов на территории города.
По всем вышеуказанным вопросам граждане также вправе обращаться в органы прокуратуры Санкт-Петербурга.
С 1 сентября отменяется учет объектов НВОС IV категории
Федеральным законом от 25.12.2023 № 622-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Во исполнение Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 внесены изменения в Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830.
Так, с 1 сентября 2024 года из реестра объектов НВОС исключаются сведения об объектах, отнесенных к IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Постановке на учет в установленном порядке будут подлежать только объекты НВОС, относящиеся к объектам I – III категории.
Ранее внесенные сведения об объектах НВОС IV категории Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербурга будут удалены из реестра до конца текущего года с одновременным уведомлением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах.
Помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга
Васильева Н.А.
Коммунальщики сливали сточные воды в Каменку
Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку исполнения требований водного законодательства.
Установлено, что 14 февраля 2024 года работники общества с ограниченной ответственностью в ходе проведения земляных работ при ликвидации аварии на участке теплосети у д. 23, корп. 1 по Арцеуловской аллее, в отсутствие разрешительной документации сливали через шланг в реку Каменку сточные воды повышенной температуры, относительно температуры атмосферного воздуха и воды в реке.
Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга внесла представление в адрес руководителя организации. Рассмотрение акта прокурорского реагирования контролируется.
Природоохранная прокуратура потребовала привести качество сточных вод в соответствие с нормативами сброса
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Установлено, что государственное унитарное предприятие допустило сброс сточных вод в Итальянский пруд в Кронштадте и в реку Каменку с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
С целью устранения нарушений природоохранный прокурор предъявил исковое заявление в суд об обязании предприятия провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на соответствующих выпусках до достижения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Исковое заявление находится на рассмотрении.
Останови огонь!
С 15.04.2024 на территории Санкт-Петербурга начал действовать противопожарный режим.
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 No 1614, в лесах запрещается:
- использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни);
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки);
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах;
- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
В период действия противопожарного режима любое разведение огня и проведение пожароопасных работ также запрещено на особо охраняемых природных территориях.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой административную ответственность по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа для граждан до 50 тыс. руб.; должностных лиц до 90 тыс. руб.; для юридических лиц до 1 млн. рублей.
Если уничтожение или повреждение лесных насаждений, произошедшее в результате неосторожного обращения с огнем (иными источниками повышенной опасности), повлекло причинение ущерба свыше 10 тыс. руб., нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 261 УК РФ.
Привлечение виновного лица к административной или уголовной ответственности не освобождает от возмещения допущенного ущерба в гражданско-правовом порядке.
Обо всех случаях обнаружения лесных пожаров необходимо сообщать по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», в специализированные диспетчерские службы ГУ МЧС России по г. Санкт- Петербургу, а также Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Курортный лесопарк».
Обо всех нарушениях, допускаемых на территориях ООПТ, необходимо информировать Дирекцию, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Природоохранная прокуратура потребовала повысить качество очистки сточных вод
Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения водного законодательства.
Установлено, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» во 2-4 кварталах 2022 года допущен сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и микроорганизмов в ручей Зеленогорский (Жемчужный) и реку Попову Ижорку.
В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга направил исковое заявление в суд об обязании водопользователя в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод до достижения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Требования надзорного ведомства удовлетворены. Устранение нарушение постановлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.