Главная  /  Вас информируют:  /  Природоохранная прокуратура

Транспортирование отходов: основные требованияи юридическая ответственность

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Транспортирование, как один из видов обращения с отходами, представляет собой процесс перемещения отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности (на ином праве) юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим лицензирование в указанной сфере, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Согласно ст. 16 Федерального закона No 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:

  • - наличие паспорта отходов;
  • - наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • - соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • - наличие документации для транспортирования и передачи (транспортные накладные, путевые листы и др.).

В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 No 1090, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение груза (отходов) во избежание его падения, создания помех для движения. Транспортирование не должно создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.

Водитель, как лицо, допущенное к транспортированию отходов I - IV классов опасности, обязан иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального (дополнительного) обучения.

При этом ответственность за допуск работников к работе с отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Нарушение порядка транспортирования отходов производства и потребления влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ (юр. л. – штраф до 250 000 руб., повторное нарушение – до 400 000 руб.; ИП – штраф до 50 000 руб., повторное нарушение – до 70 000 руб.).

Как получить охотничий билет?

Каждый охотник должен иметь охотничий билет (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Охотничий билет выдается физическим лицам, одновременно соответствующим требованиям:

- обладающие гражданской дееспособностью;

- не имеющие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

- ознакомившиеся с Требованиями охотничьего минимума, утвержденными приказом Минприроды России от 30.06.2011 № 568.

Охотничий билет аннулируется на основании:

1) несоответствия физического лица требованиям;

2) подачи охотником заявления об аннулировании билета;

3) судебного решения.

На территории г. Санкт-Петербурга выдачу и аннулирование охотничьего билета осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности                     в соответствии с Административным регламентом, утвержденным распоряжением от 27.09.2023 № 293-р.

Предоставление государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета осуществляется бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня регистрации в Комитете заявления.

К заявлению на получение охотничьего билета также необходимо приложить:

- копию основного документа, удостоверяющего личность;

- вступившее в законную силу решение суда об установлении факта проживания в Санкт-Петербурге (при наличии);

- две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении.

Лица, виновные в нарушении правил охоты, несут ответственность по ст. 8.37 КоАП РФ.

За незаконную охоту предусмотрена уголовная ответственность по   ст. 258 УК РФ.

Обо всех случаях незаконной охоты на территории города необходимо информировать Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, территориальные отделы полиции.

Помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга

 Васильева Н.А.

Твердые коммунальные отходы: основы и порядок обращения

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образовавшиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности физических лиц, а также подобные отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 24 89-ФЗ деятельность по обращению с ТКО осуществляется региональными операторами субъектов Российской Федерации.

На территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО – АО «Невский экологический оператор», – начал работу с 01.01.2022.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 № 361-р.

Оказание услуг по сбору и вывозу отходов осуществляется региональным оператором на основании договоров, заключаемых с собственниками ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, то есть вступил в силу с 01.01.2022 независимо от подписания сторонами, в связи с чем даже в случае его неподписания в письменной форме он считается заключенным.

Сбор отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, осуществляется на контейнерных площадках, организация и содержание которых на территории Санкт-Петербурга в соответствии с п. 3.10.11. Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, относится к полномочиям районных администраций.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания индивидуальных контейнерных площадок, организуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо обустроенных на земельном участке многоквартирного дома, возложено на соответствующие хозяйствующие субъекты или управляющие организации.

Содержание общего имущества в МКД, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, в силу п. 26(1) перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, входит в состав услуг и работ, выполняемых управляющей организацией.

На основании п. 3.1.2 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р, выкат контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, на площадках с твердым покрытием, в том числе в условиях сложившейся застройки, а также расположенных в специализированных помещениях, зданиях, строениях, сооружениях к местам погрузки ТКО обеспечивается силами отходообразователя.

Согласно п.п. 5 и 6 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, способ коммерческого учета ТКО носит альтернативный характер и в целях осуществления расчетов с собственниками отходов может производиться расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.

Крупногабаритные отходы (КГО), образующиеся у населения и организаций (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), входят в состав ТКО и подлежат вывозу силами регионального оператора.

В соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, КГО разрешено складировать в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования КГО (определены территориальной схемой обращения с отходами).

Складирование КГО на общих контейнерных площадках, не предназначенных для соответствующего типа отходов, запрещено.

В силу п. 12 Правил, утвержденных постановлением от 12.11.2016 № 1156, в случае возникновения необходимости вывоза КГО от места его образования потребитель вправе подать региональному оператору по обращению с ТКО заявку на установку на возмездной основе контейнера соответствующего типа.

Отходы от капитального ремонта (строительные отходы) относятся к строительному мусору и в зону ответственности регионального оператора не входят, в связи с чем размещение такие отходов на контейнерных площадках для ТКО и специальных площадках для КГО запрещено.

С учетом изложенного, строительные отходы подлежат вывозу и утилизации собственниками отходов с привлечением специализированной организации в частном порядке.

При накоплении ТКО и содержании контейнерных площадок запрещено:

  • - складировать в контейнеры горящие, раскаленные или горячие отходы, КГО, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО (п. 14 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
  • - размещать все виды контейнеров и бункеров для накопления ТКО, включая КГО, за пределами ограждений контейнерных площадок, специальных площадок, за исключением контейнеров и бункеров, размещенных на площадках с твердым покрытием в условиях сложившейся застройки;
  • - сортировать отходы из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках;
  • - перегораживать контейнерами и (или) бункерами тротуары, проходы и проезды, автомобильные дороги и т.д.;
  • - перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • - препятствовать свободному доступу собственников ТКО к местам (площадкам) накопления ТКО;
  • - осуществлять извлечение компонентов ТКО из контейнеров и (или) бункеров;
  • - уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО (п. 3.1.8 Порядка накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р).

Для приема использованных батареек, ртутьсодержащих приборов, аккумуляторов, градусников в городе установлены специальные контейнеры - экотерминалы. Сбор опасных отходов у населения также осуществляется посредством передвижных «экомобилей» и экологических пунктов.

Адреса расположения контейнеров и график работы «экомобилей» и экологических пунктов размещены на официальном сайте СПб ГУП «Экострой» (https://ecospbcom.ru).

В случае обнаружения ртутных термометров, люминесцентных ламп и иных опасных отходов вне специально отведенных мест необходимо обращаться в городскую аварийную службу на горячую круглосуточную линию по номеру тел. 328-80-69.

Санитарно-эпидемиологическим законодательством установлены конкретные требования к периодичности вывоза ТКО (в холодное время года (+5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток; в теплое время года (выше +5 °C) — 1 раз в сутки), в связи с чем доступ к контейнерным площадкам должен быть обеспечен на постоянной основе для возможности подъезда техники перевозчика.

Лицо, осуществившее парковку автомобиля, препятствующего проезду мусоровоза к контейнерной площадке, подлежит административной ответственности по ст. 32-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Кроме того, неправильно припаркованное транспортное средство может быть эвакуировано как орудие правонарушения.

При этом перегораживание контейнерных площадок является нарушением независимо от времени суток, а также графика вывоза отходов.

Организация несанкционированной свалки отходов влечет за собой административную ответственность по ст. 11.1 Закона  Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.

Сброс, накапливание и оставление или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест влечет административную ответственность по ст. 28 Закона  Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа для граждан в размере до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - до 1 млн. руб.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц - до 750 тыс. руб.

Гражданам, осуществившим сброс отходов вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, может быть назначен штраф в размере до 50 тыс. руб.

Уполномоченными органами государственной власти, которые вправе принимать меры реагирования по фактам нарушений в области обращения
с отходами, являются:

  1. Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и администрации районов – по нарушениям, связанным с ненадлежащим санитарным состоянием контейнерных площадок;
  2. Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга – по нарушениям периодичности вывоза ТКО;
  3. Органы внутренних дел – по фактам размещения на контейнерных площадках отходов, не относящихся к ТКО;
  4. Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга – по фактам преграждения доступа к контейнерным площадкам.
  5. Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора, Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга, администрации районов, органы внутренних дел – по фактам незаконного складирования отходов на территории города.

По всем вышеуказанным вопросам граждане также вправе обращаться в органы прокуратуры Санкт-Петербурга.

С 1 сентября отменяется учет объектов НВОС IV категории

  Федеральным законом от 25.12.2023 № 622-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Во исполнение Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 внесены изменения в Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830.

Так, с 1 сентября 2024 года из реестра объектов НВОС исключаются сведения об объектах, отнесенных к IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Постановке на учет в установленном порядке будут подлежать только объекты НВОС, относящиеся к объектам I – III категории.

Ранее внесенные сведения об объектах НВОС IV категории Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербурга будут удалены из реестра до конца текущего года с одновременным уведомлением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах.

Помощник природоохранного прокурора Санкт-Петербурга 

Васильева Н.А.

Коммунальщики сливали сточные воды в Каменку

Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку исполнения требований водного законодательства.

Установлено, что 14 февраля 2024 года работники общества с ограниченной ответственностью в ходе проведения земляных работ при ликвидации аварии на участке теплосети у д. 23, корп. 1 по Арцеуловской аллее, в отсутствие разрешительной документации сливали через шланг в реку Каменку сточные воды повышенной температуры, относительно температуры атмосферного воздуха и воды в реке.

Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга внесла представление в адрес руководителя организации. Рассмотрение акта прокурорского реагирования контролируется.

Природоохранная прокуратура потребовала привести качество сточных вод в соответствие с нормативами сброса

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Установлено, что государственное унитарное предприятие допустило сброс сточных вод в Итальянский пруд в Кронштадте и в реку Каменку с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.

С целью устранения нарушений природоохранный прокурор предъявил исковое заявление в суд об обязании предприятия провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на соответствующих выпусках до достижения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Исковое заявление находится на рассмотрении.

Останови огонь!


С 15.04.2024 на территории Санкт-Петербурга начал действовать противопожарный режим.

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 No 1614, в лесах запрещается:

  • использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни);
  • бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки);
  • оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах;
  • заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

В период действия противопожарного режима любое разведение огня и проведение пожароопасных работ также запрещено на особо охраняемых природных территориях.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой административную ответственность по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа для граждан до 50 тыс. руб.; должностных лиц до 90 тыс. руб.; для юридических лиц до 1 млн. рублей.

Если уничтожение или повреждение лесных насаждений, произошедшее в результате неосторожного обращения с огнем (иными источниками повышенной опасности), повлекло причинение ущерба свыше 10 тыс. руб., нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 261 УК РФ.

Привлечение виновного лица к административной или уголовной ответственности не освобождает от возмещения допущенного ущерба в гражданско-правовом порядке.

Обо всех случаях обнаружения лесных пожаров необходимо сообщать по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», в специализированные диспетчерские службы ГУ МЧС России по г. Санкт- Петербургу, а также Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Курортный лесопарк».

Обо всех нарушениях, допускаемых на территориях ООПТ, необходимо информировать Дирекцию, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

 

Природоохранная прокуратура потребовала повысить качество очистки сточных вод

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения водного законодательства.

Установлено, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» во 2-4 кварталах 2022 года допущен сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и микроорганизмов в ручей Зеленогорский (Жемчужный) и реку Попову Ижорку.

В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга направил исковое заявление в суд об обязании водопользователя в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод до достижения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Требования надзорного ведомства удовлетворены. Устранение нарушение постановлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.

Природоохранная прокуратура истребует в собственность государства акваторию ручья и его береговые полосы

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга на основании информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления провела проверку исполнения федерального законодательства при формировании и передаче в частную собственность земельного участка.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на передачу в частную собственность водных объектов общего пользования и их береговых полос.

Установлено, что в нарушение требований законодательства в границах земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015108:2354, находящегося в собственности общества с ограниченной ответственностью, частично расположены участок ручья и его береговые полосы площадью 521 кв. м и 451 кв. м.

По результатам проверки в адрес руководителя организации внесено представление, которое находится на рассмотрении. Устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга на контроль.

Пользуйся водными объектами законно!

Размещение в границах водного объекта плавучих сооружений, находящихся на воде домов, понтонов, плотов, мостов, причалов возможно только при наличии договора водопользования, а сброс сточных вод в водные объекты возможен при наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В Санкт-Петербурге правом заключать договоры водопользования и выдавать решения о предоставлении водного объекта в пользование обладают Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга – для водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, и Невско-Ладожское бассейновое водное управление – для водных объектов, которые полностью расположены на территории Санкт-Петербурга в пределах бассейнов водных объектов Балтийского моря и в пределах бассейнов рек, впадающих в Балтийское море согласно Положению, утвержденному приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66.

Заявление и прилагаемые к нему документы можно подать через Единый портал государственных услуг Российской Федерации, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Подробные требования к заявлению, прилагаемым документам, порядку и срокам заключения договора водопользования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 274, правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 18.

Самовольное использование водного объекта в отсутствие разрешительной документации влечет административную ответственность по ст. 7.6 КоАП РФ с назначением штрафа для физических лиц – до 3 000 рублей; для индивидуальных предпринимателей – до 30 000 рублей, для юридических лиц – до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При наличии сведений о нарушениях законодательства в сфере водопользования необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора через раздел «Направить обращение» на официальном сайте Росприроднадзора, в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга через «Электронную приемную» на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга, в органы прокуратуры через «Интернет-приемную» на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации или путем направления обращений по почтовым адресам органов власти, а также в Санкт-Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте по тел. 251-66-22, 714-96-92.

Помощник природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга

Чуклина В.М.

Информация о проведенной проверке природоохранной прокуратуры  Санкт-Петербурга

Природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в ходе проверки по информации Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером 78:40:0019185:89, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, 100 м. в юго-западном направлении от д. 17, лит. А по ул. Железнодорожной в Петродворцовом районе города.                                                                              

Установлено, что несанкционированная свалка отходов (строительные и бытовые отходы, отработанные автомобильные покрышки, порубочные остатки и др.) располагается на земельном участке, находящемся в собственности одного из застройщиков.                                                                                                                                        

По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в адрес руководителя Общества внесено представление.                             

Устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры
г. Санкт-Петербурга.

Подземный источник оплачивается точно!

Недра, т.е. часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя либо ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, доступных для геологического изучения и освоения, в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

Участки недр могут предоставляться только в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям путем оформления специального государственного разрешения в виде лицензии.

К участкам недр местного значения относятся (ст. 2.3 Закона Российской Федерации «О недрах»):

  • участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
  • участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения;
  • участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В зависимости от указанного вида участка недр оформление лицензий на территории Санкт-Петербурга осуществляется Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Пользование недрами без лицензии влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа для граждан до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - до 1 млн. руб.

Пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Нарушение условий, предусмотренных лицензией, влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - до 500 тыс. руб.

Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить нарушение и возместить причиненный вред.

При наличии сведений о нарушениях законодательства в сфере недропользования необходимо обращаться в Северо-Западное межрегиональное управление по надзору в сфере природопользования, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга путем направления обращений в письменной форме по почтовым адресам органов власти или в форме электронных документов через «Электронную приемную» на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru).

Береговая полоса – чистая территория для всех

На территории Санкт-Петербурга насчитывается более 1000 водных объектов.

В соответствии с законом все поверхностные водотоки и водоемы находятся в государственной или муниципальной собственности и являются общедоступными (за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах участка, находящегося в частной собственности), в связи с чем каждый гражданин вправе иметь к ним доступ и бесплатно использовать для личных и бытовых нужд.

Полоса земли вдоль береговой линии (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы по общему правилу составляет 20 метров.

Береговая полоса каналов, рек и ручьев протяженностью менее 10 километров составляет 5 метров.

Ограничение свободного доступа неопределенного круга лиц к береговой полосе, в том числе посредством размещения ограждений, влечет административную ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Кроме того, законодательством установлен запрет на передачу в частную собственность береговых полос и участков акваторий водных объектов.

С учетом изложенного, право собственности на участок, сформированный с нарушением закона, может быть признано в установленном законом порядке отсутствующим, а образование земельного участка – недействительным.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации береговая полоса входит в границы водоохранной зоны водного объекта, в пределах которой в целях предотвращения загрязнения водоемов и водотоков, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов устанавливается специальный режим осуществления деятельности.

В частности, в границах водоохранных зон запрещается:

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления;

- движение и стоянка транспорта (кроме специальных транспортных средств), за исключением движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- размещение автозаправочных станций, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

За нарушение водоохранного режима предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 8.13, 8.42 КоАП РФ.

По инициативе природоохранной прокуратуры установлена неустойка за неисполнение судебного акта

Природоохранная прокуратура ведет системную работу по надзору за исполнением судебных актов.

Установлено, что вступившим в законную силу решением суда на ООО «Развитие территорий» возложена обязанность провести рекультивацию земельного участка в Пушкинском районе.

В установленный для добровольного исполнения срок общество решение суда не исполнило.

Природоохранная прокуратура обратилась в суд с заявлением об установлении судебной неустойки в пользу федерального бюджета за каждый день неисполнения судебного решения по день устранения нарушений.

По результатам рассмотрения заявления природоохранного прокурора определением суда с ООО «Развитие территорий» взыскана судебная неустойка в размере 5 тыс. рублей за каждый день неисполнения судебного решения по день устранения нарушений.

Природоохранная прокуратура потребовала устранить нарушения при эксплуатации русла канала

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства.

Установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015108:2242 захламлена ООО «Диалог-терминал» отходами производства и потребления. При этом образовывающиеся отходы загрязняют русло канала – транспортирующего собирателя.

Отходы также складируются прямо на почву, что может привести к ее загрязнению.

Природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление об обязании ООО «Диалог-терминал» провести рекультивацию земельного участка от границы с земельным участком с кадастровым номером 78:12:0015108:2243 до асфальтового покрытия Паровозной дороги. Исковое заявление находится на рассмотрении.

Природоохранная прокуратура потребовала устранить нарушения при проведении работ в водоохранной зоне р. Ижора

Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку по факту размещения бетонных конструкций, а также проведения берегоукрепительных работ в водоохранной зоне и акватории р. Ижора.

В ходе проверки совместно со специалистами Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, Комитета по контролю за имуществом, а также сотрудниками полиции установлено, что на территории земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора, ул. Труда, уч. 11, Ассоциацией предприятий речного сервиса осуществляется деятельность по организации стоянки судов.

По результатам осмотра территории выявлено наличие бетонных плит, заглубленных в грунт, составляющих наклонную площадку для спуска и подъема водного транспорта на воду (слип), зафиксирован факт проведения работ по укреплению берега посредством вбивания металлических швеллеров в дно и берег реки, на которые закреплены железобетонные конструкции.

В нарушение требований законодательства указанные работы проведены организацией в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, выдаваемого Комитетом по природопользованию, а также без согласования деятельности с СЗТУ Росрыболовства.

В целях защиты прав горожан на благоприятную окружающую среду природоохранная прокуратура предъявила в суд иск об обязании Ассоциации предприятий речного сервиса привести территорию в надлежащее состояние, восстановить первоначальное планировочное решение, демонтировать металлические и бетонные конструкции. Исковое заявление находится на рассмотрении.

Природоохранная прокуратура потребовала принять меры к восстановлению измененного русла канала

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга, установлено, что ООО «СТРОЙТРАНС» в отсутствие разрешительной документации произвело земляные работы по засыпке и переоборудованию русла канала с территории земельного участка с кадастровым номером 78:12:0015108:2243 на территорию земельного участка с кадастровым номером 78:12:0015108:2242.

Проведенные самоуправные работы по засыпке русла канала препятствуют эксплуатации мелиоративной системы, привели к подтоплению территории земельного участка с кадастровым номером 78:12:0015108:2293.

Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга в целях устранения нарушений водного и земельного законодательства направила в суд исковое заявление об обязании ООО «СТРОЙТРАНС» привести земельный участок с кадастровым номером 78:12:0015108:2243 в первоначальное состояние, восстановив русло канала. Исковое заявление находится на рассмотрении.

Природоохранная прокуратура потребовала от предприятий довести качество стоков до нормативов

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства об охране водных объектов.

Установлено, что 8 предприятий на основании разрешительных документов осуществляют сброс сточных вод в водные объекты. Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства на момент проверки качество сточных вод, сбрасываемых организациями в водные объекты, превышало предельно допустимые значения.

Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга с целью устранения нарушений предъявил исковые заявления в суд об обязании предприятий провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод. Исковые заявления находятся на рассмотрении.

Из года в год – подай отчет

В качестве одного из обязательных условий охраны окружающей среды является регулярная подача экологической отчетности в соответствующие органы государственной власти.

До 25 января 2024 года юридические лица и ИП, осуществляющие водохозяйственные или водоохранные работы, обязаны представить
в Невско-Ладожское бассейновое водное управление отчетность по форме № 2-ОС (приказ Росстата от 28.08.2012 № 469).

До 01 февраля 2024 года хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, необходимо представить в СЗМУ Росприроднадзора отчет по форме
2-ТП (отходы) (приказ Росстата от 09.10.2020 № 627).

До 10 марта 2024 года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категории, обязаны представить в СЗМУ Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды от 10.12.2020 № 1043).

До 15 марта 2024 года водопользователям необходимо представить сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами
Невско-Ладожское бассейновое водное управление), а также данные учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод (в орган, предоставивший водный объект в пользование: Невско-Ладожское бассейновое водное управление / Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга) (приказ Минприроды от 06.02.2008 № 30, приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903).

До 25 марта 2024 года хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (кроме объектов IV категории), обязаны представить в Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга или СЗМУ Росприроднадзора отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109).

До 31 марта 2024 года юридические лица и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представить в Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга сведения для включения
в региональный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления, распоряжение Комитета от 26.04.2023 № 87-р).

Более подробную информацию о требованиях к отчетности и порядке ее предоставления можно найти на сайтах вышеуказанных органов власти (nord-west-water.ru, rpn.gov.ru, infoeco.ru, rosstat.gov.ru).

За нарушение сроков подачи отчетности, их недостоверность виновные лица несут ответственность по ст. ст. 8.5, 8.14 КоАП РФ.

Природоохранная прокуратура добивается ликвидации свалок

Природоохранная прокуратура г. Санкт-Петербурга провела проверку исполнения требований законодательства об отходах.

К проведению проверки привлечены специалисты Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Выездом на место выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления на земельных участках с кадастровыми номерами 78:10:0580301:1060 и 78:10:0580301:1061, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, уч. 65 и 66.

Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга внес представление об устранении нарушений в адрес правообладателя земельных участков.

Фактическое устранение нарушений находится на контроле.