Главная / Вас информируют: / Транспортная прокуратура
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет об административной ответственности за правонарушения, допускаемые при эксплуатации судов и использовании воздушного пространства
Федеральным законом от 26.07.2019 № 217-ФЗ внесены изменения в статьи 11.4, 11.7 и 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
Согласно положениям статьи 11.4 КоАП РФ за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; для должностных лиц - от 100 000 до 150 000 рублей; для юридических лиц от 250 000 до 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом, нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Заместитель Санкт-Петербургского транспортного прокурора
младший советник юстиции С.С. Подхалюзин
С 1 сентября 2022 года вступают в силу правила действий членов экипажа воздушного судна при пресечении противоправных действий на борту
Федеральным законом от 06.12.2021 № 400-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, которыми предусмотрены права членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна.
Положения статьи 85.2 Воздушного кодекса Российской Федерации позволяют экипажу и сотрудникам службы авиационной безопасности своевременно и эффективно реагировать на противоправные действия пассажиров и использовать для этого не подручные, а специальные средства сдерживания.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 978, которое вступает в силу 1 сентября 2022 года, это будут пластиковые наручники и нейлоновые ремни.
Экипаж и служба авиационной безопасности получают право на основании распоряжения командира воздушного судна принимать необходимые меры в отношении людей, которые создают непосредственную угрозу не только безопасности полета, но и жизни или здоровью других пассажиров, в том числе препятствуют экипажу исполнять должностные обязанности и отказываются подчиняться распоряжениям командира экипажа.
До завершения полета за нарушителем порядка будет наблюдать экипаж. По прилету его выведут из самолета сотрудники правоохранительных органов.
Какая ответственность грозит авиадебоширам. Действия авиадебоширов могут квалифицировать по целому ряду статей Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна предусмотрены штрафы или административный арест до 15 суток, а за хулиганство на транспорте общего пользования - до пяти лет лишения свободы (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ (нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте), ст. 213 УК РФ (хулиганство) и 267.1 УК РФ (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств) и т. д.).
Также авиакомпании могут составлять «черные списки» нарушителей. Пассажирам из этого списка могут отказать в воздушной перевозке (cт. 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком).
С 1 сентября 2022 года устанавливаются новые требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки
Приказом Минтранса России от 12.01.2022 № 10 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил".
Документ, подтверждающий соответствие требованиям федеральных авиационных правил, выдается уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию госуслуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), на который возложено предоставление госуслуг по выдаче сертификата эксплуатанта. Для получения сертификата заявитель должен подтвердить соответствие установленным требованиям. Сертификат действует бессрочно, за исключением случаев введения ограничения срока действия, приостановления действия или аннулирования его уполномоченным органом.
Признан утратившим силу приказ Минтранса России от 13.08.2015 № 246, регулирующий аналогичные правоотношения.
Приказ действует до 1 сентября 2028 года.
Руководителям субъектов Российской Федерации поручено принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» в перечне таких мер:
принятие дополнительных мер адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также при необходимости решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам, включая определение порядка и условий осуществления таких выплат;
сохранение доступности социальных услуг для граждан Российской Федерации;
бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения, транспортной, логистической, социальной инфраструктуры, объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания, энергетики, промышленности и связи;
проведение оперативного мониторинга розничных цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, медицинские изделия и наличия их в организациях торговли;
проведение оперативного мониторинга ситуации на рынке труда и реализацию мер проактивной поддержки занятости населения (включая организацию переобучения и повышения квалификации);
оказание организациям, индивидуальным предпринимателям, самозанятым гражданам мер поддержки, в том числе адресной, в виде предоставления денежных средств, другого имущества, иных льгот и преференций, включая установление особенностей закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и нужд отдельных юридических лиц, в том числе для реализации проектов развития;
принятие дополнительных мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан Российской Федерации, оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам, деятельность в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации, содействия развитию внутренней трудовой миграции.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
С 1 сентября 2022 года применяются обновленные правила выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2022 № 343 утверждены Правила выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Установлено, что в период с 1 января 2023 года до 1 сентября 2028 года выдача разрешений на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также разрешений на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, подтверждается Росприроднадзором записью в соответствующем реестре.
Содержание в неволе объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительских целях. Их выпуск в естественную природную среду осуществляется в целях сохранения и (или) пополнения природных популяций.
Ряд актов Правительства Российской Федерации признан утратившим силу, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 156, изданное для регулирования аналогичных вопросов.
Утвержденные настоящим постановлением правила действуют до 1 сентября 2028 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их действия.
Об особенностях признания образования и документов о квалификации, полученных в иностранном государстве, в 2022 году
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 584 установлены особенности признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в 2022 году.
Для граждан Российской Федерации, прибывших из иностранных государств и с территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (перечень государств, территорий утвержден Правительством Российской Федерации) предписано осуществлять признание образования и (или) квалификации, полученных в таких иностранных государствах и территориях без направления запросов в компетентные органы и организации иностранных государств и территорий, в которых получено образование (квалификация).
Для граждан, прибывших на территорию Российской Федерации и имеющих документы об образовании (квалификации), полученные на территории Украины, осуществлять признание образования (квалификации) в срок, не превышающий 8 рабочих дней. Освободить этих лиц от обязанности представления оригинала документа об иностранном образовании (квалификации) и приложения к нему.
Постановление действует до 31.12.2022.
Кредитные каникулы для физлиц и предпринимателей: утвердили новые максимальные размеры займов
Правительство Российской Федерации определило новые предельные суммы кредитов и займов, в отношении которых физическое лицо или индивидуальные предприниматели при соблюдении ряда условий могут до конца сентября 2022 года обратиться за кредитными каникулами. При этом установлены нижеследующие максимальные значения:
- для потребительских кредитов и займов физических лиц - 300 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей - 350 тыс. руб.;
- для потребительских кредитов и займов физических лиц с лимитом кредитования - 100 тыс. руб.;
- для потребительских автокредитов с залогом транспортного средства - 700 тыс. руб.;
- для ипотечных кредитов и займов, которые не связаны с бизнесом - 3 млн. руб.
Внесены изменения в порядок оформления фитосанитарного сертификата в электронном виде и его представления посредством информационной системы
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.02.2022 № 14 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318» устанавливается, в частности, что в случае представления фитосанитарного сертификата и (или) транспортного (перевозочного) документа в электронном виде информация о результатах карантинного фитосанитарного контроля (надзора) направляется лицу, представившему документы и сведения, посредством информационной системы.
Приводится перечень отметок, проставляемых посредством использования информационной системы в случае представления фитосанитарного сертификата и (или) транспортного (перевозочного) документа в электронном виде.
Отмечается, что по мере готовности информационных систем государств - членов ЕАЭС для целей осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) допускается:
- использование документов (фитосанитарного сертификата, транспортных (перевозочных) документов, разрешения на ввоз карантинных объектов в научно-исследовательских целях, акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора), предписания о возврате продукции, акта о проведении обеззараживания продукции, акта об уничтожении продукции), оформленных в электронном виде;
- оформление результатов осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в электронном виде.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
В марте 2022 года постановлениями Правительства Российской Федерации наложен запрет на вывоз ранее ввезённых в Россию товаров
В марте 2022 года постановлениями Правительства России наложен запрет на вывоз ранее ввезённых в Россию товаров, в том числе:
-технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование;
- транспортные средства;
- сельскохозяйственная техника;
- железнодорожные вагоны, локомотивы и контейнеры;
- турбины, станки для обработки металла и камня.
Вывоз этих товаров временно ограничен во все зарубежные страны, за исключением государств – членов ЕАЭС.
В отношении последних будет действовать разрешительный порядок вывоза, который контролируется профильными министерствами Российской Федерации.
Также ввден временный запрет на экспорт зерновых (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза) и сахара до 30 июня и 31 августа 2022 года соответственно.
Ограничения приняты во исполнение Указа Президента России «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности».
Цель принятых заградительных мер – обеспечение стабильности на Российском рынке.
Правительство Российской Федерации получило право оперативно регулировать вопросы лизинга транспорта
14 марта текущего года опубликован Федеральный закон от 14.03.2022 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по которому Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности исполнения договоров (ст. 11):
- лизинга и аренды иностранных воздушных судов, авиадвигателей;
- лизинга автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Кроме того, Правительству Российской Федерации законодатель также предоставил право устанавливать особенности регистрации:
- гражданских воздушных судов в госреестре;
- прав на авиатехнику и сделок с ней.
Подписан закон, направленный на обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса в условиях внешнего санкционного давления
Федеральным законом от 14.03.2022 № 56-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Так, Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их порты в отношении аналогичных судов РФ, ответные ограничения (статья 2).
Минтранс России вправе определять особенности применения на территории РФ актов Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, а также иных международных организаций в области железнодорожного транспорта (статья 5).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет об уточнении правил регистрации беспилотных гражданских воздушных судов для юридических лиц
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2021 № 1457 (далее - постановление) внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658, которым утверждены правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации. Так, для постановки беспилотного воздушного судна на учет владелец судна представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет, в котором наряду с основными сведениями юридическим лицам необходимо указать их место нахождения, а филиалам и представительствам иностранных юридических лиц – номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Изменения вступают в силу с 01.03.2022.
Санкт-Петербургский транспортный прокурор
старший советник юстиции Д.А. Шевченко
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу статьи 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 221 Трудового кодекса РФ).
Вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регламентируются Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Межотраслевые правила), которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н.
Согласно Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Согласно части 3 статьи 221 Трудового кодекса РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 130 до 150 тысяч рублей). В случае необеспечения средствами индивидуальной защиты работники вправе обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда Санкт-Петербурга или территориальную прокуратуру по месту жительства.
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет об административной и уголовной ответственности за хулиганство.
Мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
В соответствии со статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за мелкое хулиганство предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В случае совершения тех же действий, но сопряженных с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - установлено наказание в виде административного штрафа в размере от одной до двух с половиной тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
За хулиганство предусмотрена и уголовная ответственность.
Уголовно наказуемым хулиганством может быть признано такое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; либо, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (статья 213 Уголовного кодекса РФ).
В зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления, предусмотренного статьей 213 Уголовного кодекса РФ, приговором суда может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, лишения свободы на определенный срок, установленный статьей Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность наступает при достижении возраста 16 лет. При совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей указанной статьи - хулиганство при отягчающих обстоятельствах, уголовная ответственность наступает при достижении возраста 14 лет.
Введен порядок субсидирования организаций, осуществляющих перевозки граждан по льготному тарифу
Правительством Российской Федерации принятопостановление от 9 июня 2021 года № 875 "Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, в целях повышения конкурентоспособности внутреннего туристского продукта".
Организациям, осуществляющих перевозки граждан по льготному тарифу, будут предоставлены субсидии, возмещающие их потерю в доходах.
Способом отбора получателя субсидии будет являться запрос предложений, проводимый Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Соответствующая информация о проведении отбора будет размещаться на сайте уполномоченного органа. Для участия в отборе организация должна будет соответствовать установленным уполномоченным органом требованиям (п. 8 правил), а также предоставить ему пакет документов в соответствии с п. 10 правил. Вместе с тем для получения субсидии организации-перевозчики должны:
выполнять перевозки дальнего следования;
иметь на праве собственности железнодорожный транспорт.
Оценка полученных данных и документов участников будет производиться специально созданной Федеральным агентством железнодорожного транспорта комиссией, путем присуждения участникам баллов.
Участник, набравший наибольшее количество баллов, получит право заключить с Федеральным агентством железнодорожного транспорта соглашение о предоставлении субсидии. Субсидия будет предоставляться таким организациям ежемесячно на основании отчета уполномоченному органу о потерях в доходах за отчетный период.
Вводится положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта
Правительством Российской Федерации принято постановление от 25.06.2021 № 991"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта".
Уполномоченным органом на осуществление государственного контроля (надзора) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами).
Контролирующий орган (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск.
Определена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска. В частности, выездная проверка в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска проводится один раз в год, а документарная проверка или выездная проверка в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - один раз в 2 года.
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
И. о. заместителя Санкт-Петербургского
транспортного прокурора младший советник юстиции Е.А. Асапова
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет о порядке рассмотрения обращений о фактах коррупции.
Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей либо услуг для себя или для третьих лиц. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами. По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также органы Следственного комитета России, в том числе анонимно. Если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаков преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации. Например, поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством (занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.). Следствием таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности. При поступлении в прокуратуру обращения, в котором сообщается о преступлениях коррупционного характера, то такие обращения направляются в правоохранительные органы.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет об антитеррористической защите детских оздоровительных лагерей.
Требования к антитеррористической защищенности объектов, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов и территорий стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления утверждены Постановлением Правительства 14.01.2021 №732. Согласно данным требованиям, все детские лагеря должны быть оборудованы системой передачи тревожных сообщений, которая в случае опасности будет передавать сигнал о вызове экстренных служб. Кроме того, осмотр зданий и территорий должен проходить не реже четырёх раз в день. По новым требованиям, все лагеря будут разделены на четыре категории в зависимости от количества отдыхающих в смену, а также от уровня безопасности в регионе. Для каждой из этих категорий разработан свой комплекс мер. Организациям из четвёртой категории будет достаточно проводить антитеррористические учения, иметь пропускной режим, тревожную кнопку, схему эвакуации и план действий при возникновении ЧС. К этому списку добавляются системы видеонаблюдения, охранные сигнализации и металлоискатели, если лагерь относится к третьей категории, и контрольно-пропускные пункты, если он относится ко второй категории. Для организаций из первой категории предусмотрены самые строгие требования. Помимо всех вышеназванных мер, они должны иметь особую систему охраны. За их безопасность будут отвечать сотрудники частных охранных организаций, подразделений войск национальной гвардии или ведомственной охраны. Следует обратить внимание на то, что данные требования не распространяются на лагеря, которые охраняются войсками национальной гвардии (например, «Артек»), а также на лагеря, организованные школами во время каникул. Кроме того, под эти требования не попадают турслёты, спортивные соревнования и сборы продолжительностью до семи дней. Безопасность детей в таких случаях будет регулироваться другими нормативными актами.
Заместитель транспортного прокурора
советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет о закреплении возможности взыскания процессуальных издержек с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, не дающим права на реабилитацию.
Федеральным законом от 30.04.2021 № 111-ФЗ внесены изменения в статью 132 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым при прекращении уголовного дела частного обвинения по такому основанию, как отсутствие в деянии состава преступления, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 УПК РФ, в случае принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование.
Порядок и размер взыскания указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные требования подлежат применению с 11 мая 2021 года.
И. о. заместителя транспортного прокурора, юрист 1 класса И.Н. Бурмакин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет про ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений.
Ряд изменений внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 05.04.2021 № 84-ФЗ.
Так, законодателем увеличены размеры штрафов по ст.10.4 КоАП РФ, а именно за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
По ст.10.5 КоАП РФ – непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей, на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.10.5.1 КоАП РФ) теперь предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 3-х до 4-х тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет об усилении административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Федеральным законом от 09.03.2021 № 36-ФЗ внесены изменения в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым установлена административная ответственность за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах чрезвычайного высокого, высокого или значительного риска.
При этом, повторным следует считать нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Штраф для граждан составляет до 4 тысяч рублей, для должностных лиц – до 20 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – до 40 тысяч рублей, юридических лиц – до 400 тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок до 30 суток.
Кроме того, изменилась административная ответственность за нарушение требований, которое привело к пожару и уничтожению или повреждению чужого имущества либо причинению легкого или среднего вреда здоровью человека. Теперь наказание в виде штрафа в размере до 60 тысяч рублей либо приостановления деятельности на срок до 30 суток несут индивидуальные предприниматели.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет об ответственности за использование нецензурных слов в социальных сетях.
В последнее время часто можно услышать о ситуациях, связанных с оскорблениями или использованием нецензурных слов в социальных сетях. Можно ли в таких случаях привлечь виновника к какой-либо ответственности?
В первую очередь, использование ненормативной лексики нарушает моральные и этические нормы общества, является явным проявлением неуважения к окружающим людям.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действия, связанные с распространением в сети Интернет информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и нравственность, явное неуважение к обществу, государству, квалифицируется как мелкое хулиганство, и в подобных случаях виновному грозит штраф от 30 до 100 тыс. рублей. Таковы требования ст.20.1. КоАП РФ.
Кроме того, с 1 февраля 2021 года законодатель возложил на социальные сети обязанность самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент, в частности, речь идет о различной противоправной информации, например, об оскорблении человеческого достоинства и общественной нравственности, экстремистских материалах, информации, склоняющей детей к совершению опасных для жизни незаконных действий (Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
При этом, ответственность за невыполнение возложенной законом обязанности, для владельцев социальных сетей - юридических лиц может в виде штрафа достигать 8 млн. рублей (Статья 13.41. КоАП РФ «Нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации»).
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет: Новые ограничения на продажу никотиносодержащей продукции, а также устройств для ее потребления.
С 28 января 2021 г. вступили в силу новые ограничения в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотиносодержащей продукции (Федеральный закон от 24.07.2020 № 303-ФЗ). Законом внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и «О рекламе». Так, введена ответственность для предпринимателей за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, в частности речь идет о запрете потреблять никотинсодержащую продукцию вне разрешенных мест работниками или клиентами организации. Данные действия повлекут наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей (ч.3 ст.6.25. КоАП РФ). Кроме того, теперь запрещается рекламировать, распространять табак, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, а также осуществлять продажу и устройств для потребления никотиносодержащей продукции вблизи образовательных учреждений. Также следует обратить внимание, на наложение запрета на торговлю никотинсодержащей продукцией, кальянами дистанционными способами.
Заместитель
транспортного прокурора
советник юстиции А.А. Оптовкин
Об особенностях правового положения инвалидов в рамках трудовых отношений.
В целях обеспечения прав инвалидов на труд и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, государством предусмотрен ряд гарантий для указанных категорий граждан в рамках осуществления ими трудовой функции. Соответствующие нормы закреплены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами. Для инвалидов, занятых в организациях создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Не допускается установление в трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Указанное требование относится как к условиям оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков, так и к иным положениям договоров. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Кроме того, инвалиды, признанные в установленном порядке безработными, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование. Нарушение требований законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов влечет предусмотренную законом ответственность.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Установлена административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации
Федеральным законом от 08.12.2020 № 420-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), согласно которым Кодекс дополнен новой статьей 20.3.2, предусматривающей административную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти деяния не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. За совершение указанного правонарушения установлена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере до 60 тыс. руб., на должностных лиц до 100 тыс. руб., на юридических лиц до 300 тыс. руб. Совершение данного правонарушения с использованием средств массовой информации либо электронных иди информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») влечет административную ответственность в виде штрафа на граждан в размере до 100 тыс. руб., на должностных лиц до 200 тыс. руб., на юридических лиц до 500 тыс. руб. Федеральный закон вступил в силу 19.12.2020.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет о внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № 1991 (далее – постановление) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Cоответствующим постановлением расширен понятийный аппарат, внесены уточнения в порядок установления и использования структуры воздушного пространства, в порядок планирования использования воздушного пространства, в общие правила полетов воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Кроме того, с 17.12.2020 использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 метров, а также в границах проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность вне зависимости от высоты салютов и фейерверков осуществляется с разрешением оперативного органа Единой системы.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет:Роспотребнадзором даны рекомендации по снижению распространения COVID-19 при осуществлении массовых железнодорожных перевозок в период зимних каникул.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 30.10.2020 № 10 даны рекомендации по снижению рисков распространения COVID-2019 при организации зимних пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями 2020 - 2021 гг.
В числе рекомендаций, в частности:
- обеспечение доступа на объекты пассажирской инфраструктуры, вокзалы и в пригородные поезда пассажиров, использующих гигиенические маски для защиты органов дыхания и организация мест сбора использованных средств индивидуальной защиты;
- обеспечение условий для кратковременного пребывания детских организованных коллективов в залах ожидания, посадки в поезда по заранее подготовленным маршрутам ("зеленый коридор"), минимизацию входа в здание вокзала после завершения поездки;
- проведение термометрии пассажирам при посадке в вагон и не менее двух раз в день в пути следования;
- выделение отдельного купе для временной изоляции в пути следования больного, с симптомами не исключающими COVID-2019;
- проведение иммунизации против гриппа, в том числе работников поездных бригад, вагонов-ресторанов, билетных кассиров, дежурных по вокзалам.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Маломерное судно как объект налогооблажения.
С 1 января 2020 г. объектом налогооблажения является любое маломерное судно, зарегистрированное в реестре маломерных судов. Таковы изменения, которые внесены в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Обращаю внимание владельцев маломерных судов с мощностью двигателя до 8 кВт (10 л/с), а также не имеющие двигателя (гребные лодки и т.п.), перечисленные транспортные средства в настоящее время не подлежат регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. Однако, ранее, до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», регистрации в реестре маломерных судов подлежали абсолютно все маломерные суда, в связи с чем, на территории области значительное количество таких судов остаются зарегистрированными в указанном реестре, и следовательно являются объектами налогообложения. В связи с этим, разъясняю владельцам маломерных судов с мощностью двигателя до 8 кВт (10 л/с), а также не имеющие двигатель, необходимость инициирования процедуру снятия их с учета в подразделениях Центра ГИМС МЧС России.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет о правилах водопользования для целей рыбоводства и предусмотренной ответственности.
В июне 2020 г. утверждены особенности водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства) и порядка определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) (приказ Минсельхоза России от 25.06.2020 № 345). Данный приказ издан в соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступает в силу 19 сентября 2020 г.
Определено, что для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается осуществление юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, а также индивидуальным предпринимателем совместного или обособленного водопользования. Обособленное водопользование может осуществляться рыбоводным хозяйством на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Поверхностные водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются рыбоводному хозяйству в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства), в том числе при осуществлении индустриальной аквакультуры (рыбоводства) без использования рыбоводного участка с забором (изъятием) водных ресурсов из поверхностных водных объектов при условии возврата воды в водные объекты, а также без возврата воды в водные объекты. Напоминаем, что в соответствии со ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Нарушение указанных требований законодательства, при наличии к тому оснований, может повлечь привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Заместитель транспортного прокурора советник юстиции А.А. Оптовкин
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура разъясняет:
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.07.2020 № 22, гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку): необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1), лабораторное исследование можно пройти в любой медицинской организации, предоставляющей указанные услуги на территории Санкт-Петербурга. В случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций».
Правительством Российской Федерации утверждены правила возврата авиабилета на отмененный рейс в случае ЧС или введения режима повышенной готовности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 утверждено положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее – постановление, положение).
Указанное положение предусматривает порядок и сроки возврата стоимости авиабилета в условиях режима ЧС или повышенной готовности на территории Российской Федерации (ее части).
Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.
Согласно положению перевозчик в течение 3 лет с даты рейса, указанной в билете, обязан принять стоимость билета в счет оплаты другого билета. Деньги можно зачесть как за билет, так и за дополнительные услуги. При этом маршрут может быть другим.
Если же денежные средства, не были использованы, то они подлежат возврату перевозчиком по истечению 3 лет с даты отправления рейса. На уплаченную сумму билета до дня возврата суммы, но не позднее 4-летнего срока с даты отправления рейса подлежат начислению проценты в размере, определяемом ключевой ставкой Банка России. Пассажир по истечении 3 лет с даты отправления рейса должен направить на сайт перевозчика заявление о возврате денег за билет. В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.
Постановление вступило в силу 07.07.2020.